Цикл концертов «Время органа» — июнь 2023

Римско-католический храм Успения Пресвятой Девы Марии 1-я Красноармейская 11, станция метро Технологический институт

0
311

9 июня 2023, пятница, 20:15

Органный концерт «Мелодии белой ночи»

Мелодии белой ночи — удивительная программа двух прекрасных Елен. Альт в содружестве с органом в мистическом флере петербургских белых ночей. Любимая музыка Исаака Шварца, шедевры барокко, романтизма и …не только — незабываемый вечер в обществе выдающихся композиторов разных эпох и петербургских музыкантов Елены Ведюшкиной и Елены Антипиной.

Концертная сюита к фильму Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи» – авторская транскрипция Елены Антипиной для органа. В волнующем сюжете фильма японская пианистка встретилась с русским композитором, а их краткое счастье оказалось сродни недолгому северному лету. Гениальная музыка Исаака Шварца – один из главных героев любимого многими поколениями фильма.

Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Современники Георга Филиппа Телемана – друга Иоганна Себастьяна Баха, высоко ценили его творчество. При жизни Телеман был настолько популярен, что многочисленные города и княжеские дворы оспаривали его друг у друга и не могли поделить между собой. Он был знаменит и известен не только во всей Европе, его слава дошла и до России. Несходство творческих предпочтений музыкантов не помешало дружбе Телемана и Баха. Более того, Георг Филипп даже стал крестным отцом одного из сыновей Баха, Карла Филиппа Эммануила, выдающегося композитора своего времени.

Французская линия концерта – Франк, Равель и Ален. Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Морис Равель – выдающийся французский композитор, музыкальный символ 20 века, оказавший колоссальное влияние на дальнейшее развитие европейской музыки, ярчайший представитель импрессионизма, оставивший многочисленное наследие в самых разных жанрах. Жан Арист Ален – французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, геройски погиб во Второй Мировой войне, оставив в наследии самобытнейшие сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока.

Эрнест Блох — швейцарский композитор и известный американский педагог. Шотландец Хэмиш Мак Канн — представитель позднего романтизма, композитор, дирижёр и педагог.

Мелодии белой ночи — незабываемая магия петербургского лета.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната № 6 соль мажор BWV 530 Vivace- Lento Allegro
Георг Филипп Телеман (1681–1767) Концерт для альта и органа соль мажор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральные прелюдии Schmücke dich, o liebe Seele BWV 654 (Преобразись, возлюбленная душа)

Wir glauben all an einen Gott BWV 680
Хэмиш Макканн (1868–1916) «Шиповник» для альта и органа
Жан Ален (1911–1940) Скерцо AWV 86 (Suite for Organ, JA 70)
Морис Равель (1875–1937) Кадиш, переложение для альта и органа Сергея Чеботарёва
Сезар Франк (1822–1890) Андантино соль минор
Эрнест Блох (1880–1959) Молитва и Еврейская песня для альта и органа
Исаак Шварц (1923–2009) Концертная оркестровая сюита «Мелодии белой ночи»:
Прогулка по ночному город – Эрмитаж – Ноктюрн – Ночной фейерверк – Элен-дуэт

Исполнители:

Елена Ведюшкина, альт
Елена Антипина, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

10 июня 2023, суббота, 20:15

Органный концерт «Лунный свет над Невой— орган&саксофон»


Лунный свет над Невой: от Баха до Манчини. Саксофон и орган. Известная петербургская органистка Екатерина Маришкина и виртуозный саксофонист Константин Андреев представят креативную, полную неожиданных поворотов программу в неповторимое время петербургских белых ночей.

«Лунный свет» входит в топ сочинений великого импрессиониста Клода Дебюсси. Это третья часть Бергамасской сюиты, созданной под впечатлением поэзии не менее великого символиста Поля Верлена. Еще один вариант полюбоваться луной – прикосновение к одному из шедевров гениального французского органиста и композитора Луи Вьерна. Слепой от рождения музыкант в своих сочинениях продолжил традиции своих великих учителей-предшественников — Франка и Видора, которые прославились своими опусами для «симфонического» органа. 

О безграничных возможностях органа известно давно, а чем может поразить саксофон? Фактически он может исполнить всё — от джаза до академической музыки. Прозвучат Павана Григория Калинковича и ярчайшая Греческая сюита выдающегося испанского саксофониста и композитора Педро Итурральде, а также хит Генри Манчини Moon River, написанный в 1961 году, и исполненный Одри Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани». Песня получила «Оскар» и две премии «Грэмми». Французская линия концерта — самобытные сочинения Эжена Бозза и Жерома Ноле.

Орган соло представлен во всем многообразии своих возможностей. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Бахом в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания. Ханс Андре Штамм вот уже много десятилетий является одним из ярчайших музыкантов своего поколения. Им записано более двадцати альбомов с органной классикой и собственными оригинальными сочинениями. В игре органиста удивительным образом сочетаются немецкая основательность и истинно французская изысканность.

Лунный свет над Невой — незабываемые впечатления петербургского лета.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)Токката, адажио и фуга до мажор
Эжен Бозза (1905–1991) Ария, обработка для саксофона и органа
Клод Дебюсси (1862–1918) Claire de lune (Лунный свет), обработка для саксофона и органа
Педро Итурральде (1929–1920) Suite hellenique, обработка для саксофона и органа
Луи Вьерн (1870–1937) Claire de lune (Лунный свет)
Григорий Калинкович (1917–1992) Павана, обработка для саксофона и органа
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Концерт для органа №2 «Полифоническая тетрадь» ор.93: I.Basso ostinato
Генри Манчини (1924–1994) Moon River, обработка для саксофона и органа
Жером Ноле (1951*) Petite suite latine, обработка для саксофона и органа
Ханс-Андре Штамм (1958*) Rondo alla latina

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

Константин Андреев, саксофон

Екатерина Маришкина, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

23 июня 2023, пятница, 20:15

Органный концерт «Органные хиты и Болеро Равеля»

Органные хиты и Болеро Равеля — потрясающая программа удивительной Марии Лобецкой. Хит великого импрессиониста на органе? Да. Для Короля инструментов не существует невыполнимых задач. Вечер откроется сочинениями великих предшественников Иоганна Себастьяна Баха. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. При жизни Пахельбеля его произведения, в числе которых был и легендарный Канон, пользовались большой популярностью, однако прошло время и про композитора забыли, пока в начале двадцатого века музыковеды вновь не заинтересовались его творчеством. Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм его опусов стали предвестниками органного стиля Баха. Букстехуде прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль мастера отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично с идеально выстроенной полифонией.  Хорошо известно, что Букстехуде проявлял большой интерес к астрономическим процессам и находился, как и его современники, под влиянием эсхатологических настроений. Прозвучит полная раскрытых и нераскрытых тайн Пассакалия.  Еще одно сочинение в этом же жанре, знаменитая Пассакалия Баха — делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа.

Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания. Изюминка концерта — Воскресная музыка чешского композитора и органиста Петра Эбена, одного из крупнейших музыкантов ХХ века. На протяжении нескольких десятилетий он выступал с импровизациями на духовные темы в городах Европы. В 2002 году композитор записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом.

Грандиозный финал вечера — обещанное Болеро Мориса Равеля. Магическое воздействие Болеро на публику связано с повторяющейся множество раз ритмической фигурой, на основе которой развиваются две темы, провоцируя немыслимое напряжение, за счет постоянного присоединения все новых и новых инструментов. Созданное по заказу великой русской танцовщицы Иды Рубинштейн Болеро волею судеб вошло в топ симфонического репертуара.

Органные хиты и Болеро Равеля — самое яркое событие музыкального июня.

Программа:

Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона фа минор

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия и фуга до минор BWV 582

Дитрих Букстехуде (1637–1707) Пассакалия ре минор BuxWV 161

Петр Эбен (1929–2007) Moto ostinato из цикла «Воскресная музыка»

Микаэл Таривердиев (1931–1996) Концерт для органа №2 «Полифоническая тетрадь» ор.93: I.Basso ostinato
Морис Равель (1875–1937) Болеро

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Мария Лобецкая, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.