Органные вечера на Ковенском — июнь 2023

0
293

2 июня 2023, пятница 20:00

Органный концерт «Бах и органные миры»»

Бах и органные миры — потрясающая программа московской гостьи вечеров на Ковенском Марии Макаренко. Начало всех начал, альфа и омега органной музыки Иоганн Себастьян предстанет в окружении своих современников и композиторов разных стран и эпох. Фишер и Вивальди, Форе и Боэльман — летопись органной культуры в течении одного вечера.

Иоганн Каспар Фишер — немецкий композитор-новатор чешского происхождения, старший современник Баха, выдающийся клавирист и автор «Музыкальной Ариадны», сборника из 20 прелюдий и фуг, предвосхитившего создание первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха.

Вершина органного Олимпа Иоганн Себастьян Бах представлен во всем многообразии своего творчества. Хоральная обработка, в жанре которой Иоганну Себастьяну не было равных, изысканная Пастораль и развернутая Фантазия. Бах и Вивальди – два гения, Богом обрученные с музыкой. Две ярчайшие звезды на небосводе Германии и Италии, взошедшие в блистательную эпоху барокко. Парадоксально, но оба этих гения были преданы забвению. Бах вернулся к нам в XIX столетии благодаря Мендельсону, а Вивальди лишь в XX. Кстати, многие сочинения рыжего аббата стали хорошо известны по гениальным органным транскрипциям Баха!

Продолжение итальянской темы — Винченцо Петрали, потомок легендарного контрабасиста Боттезини. Непревзойденный органист-виртуоз и блестящий импровизатор, сторонник модернизации органа. Его музыкальный стиль на стыке барокко и романтизма основан на типичном итальянском бельканто девятнадцатого века, влияние которого ощутимо в современной ему светской и духовной музыке. Французский акцент вечера — Форе и Боэльман. Знаменитое «Пробуждение» было написано в пору неразделенной любви французского композитора Габриэля Форе к дочери Полины Виардо Марианне. Творческая жизнь выдающегося французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика проходила в эпоху масштабных исторических перемен, а в чертах его стиля переплелись особенности двух столетий. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа. Изюминки вечера — Фестивальная токката Перси Истмана Флетчера — британского композитора, автора многочисленных сочинений для духового оркестра, и фрагменты Сюиты Каллахэна — отмеченного многочисленными наградами композитора, органиста и дирижера.

Бах и органные миры — ярчайшее событие в начале петербургского лета.

Программа:

Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (1656–1746) Чакона фа мажор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пастораль BWV 590: I Pastorella – II.Allemande –

Габриель Форе (1845–1924) Пробуждение
Иоганн Себастьян Бах Фантазия ля минор BWV 904/I
Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Liebster Jesu, wir sind hier (Возлюбленный Христос, мы здесь) BWV 731
Леон Боэльман (1862–1897) Молитва и Токката из «Готической сюиты» ор. 25
Перси Флетчер (1879–1932) Фонтан грез
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт до мажор BWV 976
в трех частях: I. Allegro II. Largo III. Allegro
Винченцо Петрали (1830–1889) Две пьесы: Пастораль. Марш

Исполнитель:

Мария Макаренко, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

3 июня 2023, суббота, 20:00

Органный концерт «Птичий концерт под зелеными липами»

Птичий концерт под зелеными липами — программа харизматичной мультиинструметалистки Маргариты Еськиной. Московская гостья музыкальных вечеров на Ковенском исполнит по-настоящему летнюю программу на органе и клавесине.

Не успели насладиться звуками летнего леса? Кукушки и соловьи жаждут поделиться с вами своими неподражаемыми напевами на уникальном концерте! В звукописи барокко потрясающе переданы многочисленные явления и звуки природы: шум ветра, журчание воды и снегопад, гроза и, конечно, пение птиц, которое уже само по себе — феномен и чудо. Именно поэтому многочисленные композиторы разных стран и эпох, вдохновившись чудесными трелями и руладами, создали бессмертные шедевры. Вивальди и Рамо, Куперен и Дакен, Бах и Вивальди, а позже Гайдн и Сен-Санс, Римский-Корсаков, Глинка, Алябьев и многие другие прикоснулись к этой нескончаемой теме.

Грандиозное вступление — масштабная фреска Баха Прелюдия и фуга соль мажор. Под зелеными липами — вариации на тему известной немецкой песни нидерландского композитора Яна Питерзсона Свелинка, давшие название концерту. Творчество «амстердамского Орфея» ярко проявилось в различных музыкальных жанрах, исполнительстве и преподавательском даре. В творчестве мастера встретились уходящий Ренессанс и зарождающееся барокко. Многочисленные кукушки и соловьи пропоют для вас всеми мыслимыми голосами, а в музыкальной истории Баха кукушка вступит в спор с курицей.

Неожиданный поворот от барокко к романтизму — легендарная сюита Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» в органной версии. Мощный финал концерта — Хорал Франка. Убежденный «бахианец», бессменный органист базилики Сент-Клотильд Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Устали от городской суеты? Насладитесь Птичьим концертом под Зелеными липами!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга соль мажор
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Токката
Вариации на тему «Под зелёными липами»
Бернардо Пасквини (1637–1710) Toccata con lo Scherzo del Cucco
(Токката и Скерцо на мотив «Ку-ку»)
Петер Филипс (1560–1628) Rossignuol (Соловей), интаволатура мадригала Орландо Лассо
Иоганн Каспар Керль (1627–1693) Каприччио Cucu
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фуга из сонаты All’ imitatio Gallina Cuccu BWV 963 (В подражание курице и кукушке)
Эдвард Григ (1843–1907) Сюита № 1 из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт»:
Утро, В пещере горного короля
Сезар Франк (1822–1890) Хорал №1 ми мажор

Исполнитель:

Маргарита Еськина, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

4 июня 2023, воскресенье, 16:00

Органный концерт «Семейство Бахов и музыка в часах»

Семейство Бахов и музыка в часах. В неординарной концертной программе московской гости музыкальных вечеров на Ковенском Анастасии Сидельниковой вы познакомитесь с музыкой многочисленного семейства Бахов и разгадаете тайны создания «механической» музыки.

Вершина органного Олимпа Иоганн Себастьян Бах представлен во всем многообразии своего наследия — от хоральных обработок, в которых ему не было равных, и легендарного «Великого» цикла из Прелюдии с фугой ля минор, до популярнейшей транскрипции струнного концерта Вивальди, чье творчество лейпцигский кантор столь высоко ценил, что не мог удержаться от переложений опусов неистового венецианца для Короля инструментов. Все сыновья Иоганна Себастьяна, а было их шестеро, стали музыкантами. Их успехи были неодинаковыми, но можно только поразиться педагогической одарённости их отца, который сам обучал своих детей музыкальным премудростям. Четверо стали хорошими профессионалами, существенно повлиявшими на развитие европейской музыки. При жизни сам Иоганн Себастьян Бах не знал такой славы, которой достиг Филипп Эммануил. Гайдн и Моцарт считали его композиторский уровень недостижимым для себя. «Мы все дети, а он отец», – восторженно говорил о нём Моцарт. Иоганн Кристиан Бах был младшим сыном Иоганна Себастьяна. Он был весьма популярным композитором, сочинявшим в модном галантном стиле, и дальше всех своих родственников отошёл от семейных традиций. Во-первых, он в отличие от всех других Бахов, постоянно живших в Германии, искал счастья за границей и жил сначала в Милане, а потом в Лондоне. Во-вторых, он отрёкся от протестантской религии и крестился в католичество, за что был осуждён семьёй. И в-третьих, он единственный из всех Бахов сочинял оперы.

Музыка для механического органа или часов – особый пласт в европейской истории музыки. Подобные механизмы, где звук записывался на специальных валиках, а музыка воспроизводилась без участия исполнителя, были весьма востребованы в аристократической среде. «Механическую» музыку писали многочисленные гении, среди которых Гендель и Гайдн, Моцарт и Бетховен. Гениальная Фантазия Моцарта KV 608 создана незадолго до его смерти по заказу Мюллера для мемориального зала фельдмаршала Гедеона Лаудона, австрийца, отличившегося в Семилетней войне. Наиболее популярный опус для механических часов Бетховена – Анданте из пятичастной Сюиты, обнаруженной после кончины гения. Изучая ноты, друзья композитора были озадачены тем, для какого инструмента написан текст. Загадку странного манускрипта смог раскрыть Альберт Капферман — музыка была написана для механического органа или музыкальных часов.

Французский гость вечера — Марк Антуан Шарпантье, гениальный композитор, надолго забытый после своей кончины, а ныне признанный одним из лучших мастеров эпохи короля Людовика XIV. Автор многочисленных сочинений в жанре духовной и светской музыки, он был единственным французским композитором своего времени, писавшим оратории. Благодаря сотрудничеству с Мольером и другими видными драматургами своего времени, Шарпантье с удовольствием творил для театра

Присоединяйтесь к семейству Бахов под чудесные мелодии для механических часов!

Программа:

Марк Антуан Шарпантье (1643–1704) Te Deum
Антонио Вивальди(1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах( 1685–1750) BWV 593 концерт ля минор в 3х частях: Allegro – Adagio – Allegro
Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия O, Lamm Gottes, unschuldig BWV 656 из 18 лейпцигских хоралов
Хоральная прелюдия In dulce jubilo BWV 729
Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Карл Филипп Эмануил Бах(1714–1788) Соната№ 5 ре мажор в 3-х частях: Allegro – Adagio – Allegro

Иоганн Христиан Бах(1735–1782) Фуга до минор
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) Адажио фа мажор из 5 пьес для механических часов WoO 33

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор K 608

Исполнитель:

Анастасия Сидельникова, орган

Москва

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

9 июня 2023, пятница 20:00

Органный концерт «Звезды барокко»

Звезды барокко — роскошная программа очаровательной Натальи Михайловой, объединившая лучших композиторов этого удивительного времени. Блистательная эпоха услад для тела и души: красочные фейерверки, роскошные туалеты, гастрономические изыски и неподражаемая МУЗЫКА! Впечатляющая музыкальная панорама одной из самых изысканных, загадочных и противоречивых эпох. Германия — Бах и его выдающиеся предшественники, а также Марчелло, представляющий родину барокко — Италию.

Предки Георга Муффата по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество – важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico-Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Георг Бём известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты — сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации.

Сам Иоганн Себастьян представлен двумя топовыми опусами. Написанные в тональности ре минор два грандиозных цикла известны самому широкому кругу публики. Токката и фуга ре минор, получившая название «Дорийская» за необычное написание без знаков у ключа, что в данной тональности образует дорийский лад. А вот авторство самого популярного органного сочинения до сих пор оспаривается. Да, это именно культовая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников. Алессандро Марчелло, чье знаменитое Адажио на слуху у всех, — математик, философ и поэт, сочинявший музыку исключительно ради удовольствия, как и его старший брат Бенедетто. Свои сочинения он публиковал под псевдонимом Eterio Stinfalico. Среди его многочисленных инструментальных опусов наиболее известен Концерт для гобоя и струнных ре минор, чье переложение для клавира выполнил Бах.

Звезды барокко зажигаются, не пропустите их дивного сияния!

Программа:

Георг Муффат (1653–1704) Toккaтa № 12 си-бемоль мажор из сборника Apparatus Musico-Organisticus
Пассакалия из сборника Apparatus Musico-Organisticus
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона ре минор
Георг Бём (1661–1733) Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich (Отче наш)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката ре минор (Дорийская) BWV 538/1
Алессандро Марчелло (1669–1747) – Иоганн Себастьян Бах Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799 BWV 974/2
Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

Наталья Михайлова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

10 июня 2023, суббота, 20:00

Органный концерт «Вальс цветов»

«Вальс цветов» — потрясающий концерт Егора Колесова. В программе известного петербургского органиста встретятся Бах и Чайковский, Шуман и Мендельсон, Рахманинов и Глазунов, страны и эпохи, жанры и стили.

Неважно, что знакомый всем с детства Вальс цветов из «Щелкунчика», самого «рождественского» сочинении Петра Ильича Чайковского, звучит летом. Цветы неизменно радуют нас всегда. Вальс прозвучит в авторской версии Егора Колесова. Музыка Иоганна Себастьяна Баха созвучна любой эпохе. В течение всей жизни любимым инструментом немецкого гения оставался орган, хотя писал он для самых разнообразных инструментальных составов. Вы услышите органную версию хорала из Кантаты №147, который стал настоящим хитом, и звучит в самых неожиданных транскрипциях. В программе представлена версия выдающегося французского композитора и органиста Мориса Дюрюфле.

Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Иоганн Себастьян вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойдённый виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Как и у Баха, их шесть. В них переплетены самые разные жанры: это и церковные хоралы, и фуги, и фантазии, и вариации, а число частей варьируется от двух до четырёх. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. В основе вариаций из Шестой Сонаты (первая часть) лежит тема «Отче наш», восходящая ещё к XIV веку. Творчество великого романтика Роберта Шумана представлено этюдом в форме канона для педального фортепиано – гибрида рояля и органа, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом.

Русская линия концерта удивит вас. Да, многие русские композиторы успешно творили для Короля инструментов. Князь Владимир Федорович Одоевский чрезвычайно высоко ценил творчество Баха, написав о нём романтическую новеллу, положившую начало русской бахиане. По его заказу органостроитель Мельцель изготовил кабинетный орган «Себастианон», названный в честь Баха; на котором играл и сам Одоевский, и его гости – выдающиеся музыканты.  Знаете ли вы, что создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, писал для Короля инструментов? Его органное творчество неразрывно связано с французской традицией, но в то же время перекликается с баховскими принципами. Вокализ Сергея Рахманинова – сочинение, посвященное примадонне Большого театра Антонине Неждановой. Пьеса обрела такую популярность, что стала исполняться в транскрипциях для самых различных инструментов. Вокализ прозвучит в версии выдающегося органиста Жана-Поля Имбера.

«Вальс цветов» — органное лето началось!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хорал Werde munter mein Gemüte из кантаты Herz und Mund und Tat und Leben BWV 147 (переложение для органа Мориса Дюрюфле)

Владимир Одоевский (1804–1869) Andante соль мажор

Роберт Шуман (1810–1856) 4 эскиза для педального фортепиано op.58

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната №5 ре мажор в 3-х частях op.65:

Andante – Andante con moto – Allegro maestoso

Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ op.34 (Транскрипция для органа Жана-Поля Имбера)

Александр Глазунов (1865–1936) Прелюдия и фуга ре минор op.98

Петр Чайковский (1840–1893) Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (переложение для органа Егора Колесова)

Исполнитель:

Егор Колесов, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

11 июня 2023, воскресенье, 16:00

Органный концерт «БАХ/BACH и симфонический орган»

БАХ/BACH и симфонический орган — для вас играет Аида Глухова.

Космичность творчества Иоганна Себастьяна Баха уже многие столетия неизменно притягивает исполнителей, композиторов и публику. Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях, а первым композитором, который использовал этот мотив, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H. Не остался в стороне и величайший музыкант-романтик Ференц Лист. Прелюдия и фуга на тему BACH, написанная виртуозом в 1855 году, входит в золотой фонд органного репертуара.

Иоганн Себастьян предстанет в окружении своих предшественников и последователей. В этот незабываемый июньский день встретятся Букстехуде и Лист, Регер и Вьерн. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мастер прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль мастера отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично соединяется с идеально выстроенной полифонией.

Бах представлен одной из хоральных обработок, жанром, в котором он достиг абсолютного совершенства, и масштабным циклом из Прелюдии с фугой. Немецкую линию продолжит Макс Регер, творивший в разных стилях. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, он в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Луи Вьерн – гений французского симфонического органа, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он, в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази-джазовые созвучия. Музыкант занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов.

БАХ/BACH и симфонический орган – лучшие страницы органной летописи!

Программа:

Дитрих Букстехуде (1637-1707) Прелюдия E-dur BuxWV 141
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Nun komm, der Heiden Heiland (Приди, язычников спаситель) BWV 659

Прелюдия и фуга G-dur BWV 550
Ференц Лист (1811-1886) Прелюдия и фуга на тему BACH
Макс Регер (1873-1916) Benedictus op.59 Nr.9
Луи Вьерн (1870-1937) Симфония №2 op.20 (Scherzo, Cantabile, Finale)

Исполнитель:

Аида Глухова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

16 июня 2023, пятница 20:00

Органный концерт «Органные хиты и пророчества Кассандры»

Органные хиты и пророчества Кассандры — за органом Елена Малева. Перлы немецкого барокко и романтизма. Мощь французского симфонического органа. Проверенный временем шедевр Микаэла Таривердиева. Энциклопедия органной жизни за один вечер.

Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов мастера стали предвестниками органного стиля Баха — хоральные прелюдии, фантазии, вариации, партиты Букстехуде послужили образцом для хоральных обработок Баха, в которых лейпцигский кантор достиг абсолютного совершенства.

Альфа и омега органной Вселенной Иоганн Себастьян Бах доказал своей гениальной музыкой, что время…бесконечно. Космичность его полифонии стирает границы пространства, увлекая в непознанные миры. В развернутом цикле из Токкаты с фугой ми мажор, виртуозная токката соседствует с двумя грандиозными фугами. Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для Короля инструментов.   Поздний романтик и неоклассик в одном лице, он в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику? Представленный одним из топовых органных сочинений «Литании» Жан Арист Ален — французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, геройски погиб во Второй Мировой войне, оставив в наследии самобытнейшие сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока. Известно ли вам, что королем саундтреков, гениальным Микаэлом Таривердиевым написано множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя? Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Премьера Первого концерта для органа «Кассандра» состоялась в 1985 в Западном Берлине.

Органные хиты пророчества Кассандры — океан эмоций и долгое музыкальное послевкусие!

Программа:

Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ми минор BuxWV 143

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ми мажор BWV 566

Жан Арист Ален (1911–1940) Литании AWV 100

Микаэл Таривердиев (1931–1996) Интрада и Ария из Концерта для органа No.1 Кассандра op.91

Basso ostinato из Концерта для органа No.2 op. 93

Шарль-Мари Видор (1844–1937) Симфония No.8 op.42/4: II. Moderato cantabile – VI. Final

Макс Регер (1873–1916) Фантазия и фуга op. 135b

Исполнитель:

Елена Малева, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

17 июня 2023, суббота 20:00

Органный концерт «Бах и грезы любви»

Бах и грезы любви. От вершин барокко до пика романтизма. Бах-Лист-Вагнер. За органом Светлана Фурник.

Великий магистр Музыки, чье мышление воистину космично, Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и…многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. Фантазия и фуга соль минор создана Бахом для участия в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но и виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор.

Блестящий пианист, гениальный композитор, один из ярчайших представителей романтизма Ференц Лист не обошел своим вниманием и Короля инструментов. И пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа. Сделав переложение своей же симфонической поэмы «Орфей», он еще раз доказал, что орган способен заменить целый оркестр! Ad nos, ad salutarem undam из оперы «Пророк» Джакомо Мейербера – самое грандиозное сочинение Листа для органа. Основная тема – хорал, сопровождающий обряд Крещения в первом акте оперы, стилизованный под средневековую манеру. Одно из самых известных сочинений Ференца Листа – фортепианный ноктюрн «Грёзы любви», посвящено княгине Каролине Витгенштейн, самой большой любви его жизни. Благодаря этой трагической истории, мировая музыкальная культура обогатилась не только легендарным ноктюрном, но и другими шедеврами композитора. Тристан и Изольда — величайшая сага о любви. История создания оперы Рихарда Вагнера тоже связана со … страстью. В процессе написания «Тристана и Изольды», Вагнер жил в доме богатого цюрихского торговца шелком Отто Везендонка, в молодую жену которого Матильду, был безудержно влюблен.

Бах и грезы любви в разгар петербургского июня.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542
Рихард Вагнер (1813–1883) Увертюра и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»
Ференц Лист (1811–1888) Liebestraum (Грезы любви) S.541 No 3

Фантазия и фуга на тему хорала Ad nos, ad salutarem undam из оперы Джакомо Мейербера «Пророк» S. 259

Исполнитель:

Светлана Фурник, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

18 июня 2023, воскресенье, 16:00

Органный концерт «Забвение Пьяццоллы и сады Аранхуэса»

Забвение Пьяццоллы и сады Аранхуэса. Гитара&орган. Для вас играет дуэт харизматичных и успешных московских музыкантов — Елизавета и Дмитрий Бородаевы.

Космос Баха и страсть Пьяццоллы, испанская меланхолия Родриго и симфонический орган Вьерна. Символично, что известный гитарист и композитор Дмитрий Бородаев в 2013 году стал победителем Всероссийского конкурса композиторов на лучшее сочинение для органа соло! В этот вечер музыкант выступит и в роли композитора — прозвучат его Арабески для гитары и органа. Хит гитарного репертуара — Адажио из концерта «Аранхуэс» Хоакина Родриго, которое брали с собой на орбиту американские астронавты! На создание шедевра композитора побудила неповторимая красота королевских садов Аранхуэса, где познакомившись со своей будущей женой, он совершал долгие прогулки. Бессменная спутница жизни композитора, пианистка Виктория Камхи написала книгу «Рука об руку с Хоакином Родриго. История нашей жизни».

Oblivion (Забвение) – пожалуй, самое популярное танго великого Астора Пьяццоллы. Сочинение прославилось благодаря саундтреку к фильму итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» а автору гениальной музыки был посмертно был присужден приз «Грэмми» в категории «Лучшая инструментальная композиция». А еще вас ждет встреча с не менее знаменитым Небесным танго, сочинением легенды гитары, исполнителя и композитора Ролана Дьенса. Сольный орган представлен развернутым циклом Иоганна Себастьяна Баха, состоящим из виртуозной токкаты и двух фуг, а также монументальной симфонией Луи Вьерна.

Во второй половине XIX века, благодаря гению органостроения Аристиду Кавайе-Колю, в органном мире произошел революционный переворот – поменяв диспозицию инструмента, которая в течение нескольких столетий оставалась неизменной, он создал новый тип романтического органа, способного заменить симфонический оркестр! Тогда же родился и жанр органной симфонии. Сочинения гениального французского органиста и композитора Луи Вьерна позволяют проследить развитие французской органной музыки на протяжении более чем трети века. Автор шести органных симфоний и самобытных циклов органных пьес, музыкант отразил в своем творчестве стремительную эволюцию искусства первой трети XX века. Яркий эпизод концерта – сочинение одного из самых знаменитых органистов и композиторов, вот уже более сорока лет являющихся одним из топовых музыкантов своего поколения. Это уроженец Германии Ханс Андре Штамм.

Забвение Пьяццоллы и сады Аранхуэса — незабываемое июньское событие музыкального Петербурга.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми мажор BWV 566

Хоакин Родриго (1901–1999) Адажио из концерта «Аранхуэс», транскрипция для гитары и органа Дмитрия Бородаева

Ханс Андре Штамм (1958*) Rondo alla latina

Сергей Руднев (1955*) Тихо всё

Ролан Дьенс (1955*) Небесное танго

Луи Вьерн (1870–1937) Интермеццо-Адажио-Финал из Симфонии no. 3 op. 28

Астор Пьяццолла (1921–1992) Oblivion, транскрипция для гитары и органа Дмитрия Бородаева

Дмитрий Бородаев (1985*) «Арабески» для гитары и органа

Исполнители:

лауреаты международных конкурсов

Дмитрий Бородаев, гитара

Елизавета Бородаева, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

23 июня 2023, пятница 20:00

Органный концерт «Музыка на воде и шутки на тему Моцарта»

Музыка на воде и шутки на тему Моцарта — летний подарок от Даниэля Зарецкого, одного из ведущих органистов и преподавателей наших дней. Вас ждет Бах по-французски и легендарная «Музыка на воде» Генделя, а также звон вестминстерских колоколов, механическая музыка и Моцарт в джазовом формате.

Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было тогда принято. Бах и Гендель родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он сочинил за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создает многочисленные оркестровые концерты, клавесинные опусы. Особенно известны его сочинения для исполнения на открытом воздухе — «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом — Аллилуйя.

Вольфганг Амадей Моцарт оставил немного сочинений для органа, к тому же, они были написаны для механического органа или часов. Подобные механизмы, где звук записывался на специальных валиках, а музыка воспроизводилась без участия исполнителя, были весьма востребованы в аристократической среде. «Механическую» музыку писали многочисленные гении, среди которых Гендель и Гайдн, Моцарт и Бетховен. В наши дни эта музыка звучит в транскрипции для органа и входит в золотой репертуарный фонд. Моцартовскую тему продолжит Золт Гардоньи — ученик Пауля Хиндемита и Золтана Кодая. Mozart changes – название этого сочинения ассоциируется с джазовой гармонией. Слово changes означает цепочки аккордов. Пьеса Гардоньи основана на двух танцевальных темах из финала последней клавирной сонаты Моцарта ре мажор. Она строится на последовательности аккордов, характерных для XVIII века, и одновременно для джазовой гармонии. Другое значение слова changes – «меняться», на протяжении пьесы «Моцарт меняется» и из «классического» превращается в «джазового». Еще одно мало знакомое в России имя — Йоганнес Маттиас Михель, немецкий органист, педагог и композитор, опубликовавший более 200 сочинений для хора, органа, духовых инструментов, симфонического оркестра и камерных инструментальных составов. Музыкант сочиняет и блестяще импровизирует в джазовом стиле, в чем вы и убедитесь, услышав две его пьесы. Во второй половине XIX века, благодаря гению органостроения Аристиду Кавайе-Колю, в органном мире произошел революционный переворот – поменяв диспозицию инструмента, которая в течение нескольких столетий оставалась неизменной, он создал новый тип романтического органа, способного заменить симфонический оркестр! Тогда же родился и жанр органной симфонии. Сочинения гениального французского органиста и композитора Луи Вьерна позволяют проследить развитие французской органной музыки на протяжении более чем трети века. Автор шести органных симфоний и самобытных циклов органных пьес, музыкант отразил в своем творчестве стремительную эволюцию искусства первой трети XX века. Пьеса «Вестминстерские колокола» по праву входит в «топ 10» органного репертуара. Завершится удивительное органное путешествие в Петербурге, окутанном флером июньской белой ночи. Гениальная музыка Исаака Шварца к фильму Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи» – один из главных героев любимого многими поколениями фильма. 

Музыка на воде и шутки на тему Моцарта — органные открытия летнего сезона.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572 (Piece d’Orgue)

Ария ре мажор из Оркестровой сюиты № 3

Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Три части из сюиты «Музыка на воде»

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Анданте фа мажор KV 616

Золт Гардоньи (1946*) Mozart changes

Йоганнес Маттиас Михель (1962*) 2 пьесы в джазовом стиле

Луи Вьерн (1870–1937) Вечерняя звезда

Вестминстерские колокола

Исаак Шварц (1923–2009) Мелодия белой ночи

Исполнитель:

Заслуженный артист России

Органист года-2020

Даниэль Зарецкий, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

24 июня 2023, суббота 20:00

Органный концерт «Сквозь лабиринты времени»

Сквозь лабиринты времени – концерт выдающейся органистки наших дней Регины Каменщиковой при участии Екатерины Калининой.

Лабиринт – ритмическая структура, которая не сразу позволяет осознать свойства звукового пространства, диктуя жесткие параметры времени, внимания и вектора движения. Маленький гармонический лабиринт Баха – уникальная пьеса-квест, где на протяжении краткого времени гармония непрерывно меняется, проходя самые отдаленные тональности. В лабиринте существуют звуковые Вход-Центр-Выход. Вход и Выход из лабиринта обеспечит замечательный провожатый – его создатель, Иоганн Себастьян Бах. Этот опус находится в стороне от основного баховского репертуара и является смелым и дерзким экспериментом мастера в области гармонии. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления. Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было тогда принято.

Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южнонемецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Иоганн Фоглер – немецкий органист и композитор, ученик Баха. Известны только три его сочинения – хоральные обработки для органа, среди которых выделяется «Страдания, боль и смерть Иисуса». Иоганн Людвиг Кребс – немецкий композитор, лютнист и органист эпохи барокко. Он также был учеником Баха, продолжил линию позднего барокко и традиционной немецкой полифонии. Органное наследие Кребса насчитывает сотни произведений, их манускрипты хранятся в Берлинской библиотеке. Связь с Бахом безошибочно прослеживается и в музыке Сезара Франка – великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Иоганном Себастьяном. Великолепное владение композиторским мастерством проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен лейпцигского кантора. Цикл из Трех хоралов для большого органа по сей день вызывает непреходящий интерес у исследователей органной культуры. Не связанные с каноническими церковными песнопениями, хоралы представляют собой развернутые и захватывающие романтические поэмы, масштабные по своей по форме и замыслу.

В концерте принимает участие вокалистка Екатерина Калинина, которая исполнит шедевры Паоло Тости и Сезара Франка.

Программа:

Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона фа минор

Хоральная прелюдия Vom Himmel hoch da komm ich her

Иоганн Каспар Фоглер (1696–1765) Хоральная прелюдия Jesu Leiden, Pein und Tod

Иоганн Людвиг Кребс (1713–1780) Хоральная прелюдия Ach Gott! erhör mein Seufzen

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия на тему Komm, heiliger Geist, Herre Gott BWV 651

Фантазия до минор BWV 562

Паоло Тости (1846–1916) Ave Maria

Ridonami la calma (Ave Maria)

Иоганн Себастьян Бах Фантазия соль мажор BWV 572 (Piece d’Orgue)

Хоральная прелюдия Wer nur den lieben Gott lasst walten BWV 691

Маленький гармонический лабиринт BWV 591

Сезар Франк (1822–1890) Panis angelicus Хорал ми мажор

Исполнитель:

Екатерина Калинина, сопрано

Регина Каменщикова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

25 июня 2023, воскресенье, 16:00

Органный концерт «Бах, герцог и колокола Вестминстера»

Бах, герцог и колоколаВестминстера — в программе Елизаветы Толмасовой пересекутся контрастные сюжетные линии. Немецкое барокко и романтический орган Германии и Франции. Бах-Риттер-Вьерн.

Великий Иоганн Себастьян Бах очень любил транскрипции и не только мастерски перекладывал свои собственные опусы для самых различных инструментальных составов, но и увековечил в формате для Короля инструментов гениальные струнные концерты Антонио Вивальди и …не только. Особый интерес вызывает органная транскрипция скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского IV. Наследный герцог и талантливый композитор скончался в возрасте 18 лет, оставив 20 интересных и ярких сочинений. Немецкую тему продолжат органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении. Это лучшие страницы романтического органного репертуара, настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба в которых объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых композитор целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки.

Фантастический и бескрайний мир французского симфонического органа, рождённого благодаря гению органострения Аристида Кавайе-Коля, который, по свидетельству современников, гораздо ближе к звуковому миру Баха, чем его немецкий собрат, представлен творчеством Луи Вьерна. Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов. Прозвучат фрагменты Первой симфонии, а также чудесные пьесы-зарисовки «Под вечерней звездой» и «Вестминстерские колокола», последняя из которых входит в «топ 10» органного репертуара. С 1892 года Вьерн служил ассистентом великого Шарля-Мари Видора, родоначальника жанра органной симфонии, в церкви Сен-Сюльпис с уникальным органом Кавайе-Коля. Звуковые и тембральные возможности инструмента раскрыли исполнительское и композиторское дарование Вьерна, побудив его написать Первую органную симфонию.

Бах, герцог и колоколаВестминстера — приходите, внемлите, восхищайтесь!

Программа

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор BWV 592 (транскрипция скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского): Allegro-Grave-Presto
Луи Вьерн (1870–1937) Вечерняя звезда

Вестминстерские колокола из цикла «24 Пьесы-фантазии»
Август Готфрид Риттер (1811–1885) Соната для органа No.3 a minor оp. 23
Луи Вьерн (1870–1937) Симфония для органа №1 ре минор op. 14. Прелюдия – Пастораль – Финал

Исполнитель:

Елизавета Толмасова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

30 июня 2023, пятница 20:00

Органный концерт «Бах и русская сказка: гусли&орган

Бах и русская сказка — гусли и орган встретятся в последний день первого летнего месяца! Национальный русский инструмент, обладающий тембром удивительной красоты, создаёт в дуэте с органом неповторимый по акустическим качествам и эмоциональному воздействию эффект. Дуэт Алие Абдурашитовой и Анны Яковлевой предлагает совершить бросок через столетия, от Баха до наших дней.

Современная отечественная школа игры на гуслях во многом обязана народной артистке России, виртуозной исполнительнице и композитору Вере Городовской. За долгие годы своей творческой деятельности Вера Николаевна создала бессчётное количество сочинений и обработок не только для любимых гуслей, но и для многочисленных струнных народных инструментов. Константин Шаханов — композитор, мультиинструменталист, один из лучших исполнителей-гусляров. Кроме опусов этих прославленных музыкантов, прозвучат сочинения мастеров русского барокко и наших талантливых молодых современников.

Максим Березовский, российский композитор, работавший также в Италии, наряду с Бортнянским считается создателем жанра русского хорового концерта. В его творческом наследии — оперы, камерная инструментальная музыка. Яркий акцент концерта —сочинения «Родина» и «Молитва о мире» композитора и мультиинструменталиста, участницы знаменитого дуэта «Гусли в космосе» Елизаветы Панченко. Сольный орган представлен топовой Токкатой и фугой ре минор Иоганна Себастьяна Баха и Хоральной прелюдией фа минор, взлетевшей на пик популярности после выхода фильма Тарковского «Солярис», где она была использована в обработке Эдуарда Артемьева. «Подражание старым мастерам» – виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко. Внимательно вслушиваясь в органные опусы Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Один из шедевров репертуара Короля инструментов – Пассакалия фа диез минор композитора Христофора Кушнарёва, – его экзаменационная работа по полифонии во время обучения в Ленинградской консерватории. Выдающийся русский органист и педагог Исайя Браудо — первый исполнитель этого сочинения, которому оно было посвящено.

Бах и русская сказка гусли&орган — погрузитесь в мир ярких и самобытных созвучий!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 538

Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Фантазия

Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия фа минор Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639

Максим Березовский (1745–1777) Соната для клавира и звончатых гуслей до мажор, I

Христофор Кушнарев (1890–1960) Пассакалия

Константин Шаханов (1964*) Русская сказка

Вера Городовская (1919–1999) Сказ

Елизавета Панченко (1987*) Молитва о мире

Евгений Дербенко (1949*) Многолетие

Микаэл Таривердиев (1931–1996) Прелюдия фа минор из цикла «Подражание старым мастерам»

Елизавета Панченко Родина

Исполнители:

Анна Яковлева, гусли

Алие Абдурашитова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.