Цикл концертов «Органные истории Старого города» — июнь 2023

Римско-католический храм Святого Станислава Улица Союза Печатников 22 Цикл концертов «Органные истории Старого города»

0
368

2 июня 2023, пятница, 19:30

Органный концерт «Бах и орган по-французски»

Бах и орган по-французски в концерте Аллы Морозовой. Вершина немецкого барокко Иоганн Себастьян Бах и французский романтический орган — прекрасное сочетание, позволяющее публике прикоснуться к неисчерпаемым возможностям Короля инструментов.

Бах, чье мышление воистину космично, объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почётное место. Ранний шедевр гения объединяет двадцать вариаций. Сочинение делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крёстный путь и вознесение Христа. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко, но именно Бах достиг в этом жанре абсолютного совершенства Синфония одной из кантат Баха прозвучит в интереснейшей органной транскрипции выдающегося французского органиста и композитора Марселя Дюпре. Прошли столетия, а флейтовые сонаты Баха по сей день необычайно популярны и востребованы. Они созданы в Кётене, где Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда, руководя, в основном, исполнением камерной музыки. Популярная Сицилиана, которая прозвучит в органной версии великого Луи Вьерна, является средней частью сонаты ми-бемоль мажор, и давно уже исполняется в качестве отдельного номера в транскрипциях для самых разных инструментов.

Новая эра органа началась во Франции с появлением симфонического органа, связанного с именем знаменитого французского органостроителя-новатора Аристида Кавайе-Коля. Он реконструировал духовые органы так, что они смогли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Жанр органной симфонии родился именно во Франции, в нем преуспели такие выдающиеся композиторы, как Видор и Вьерн, а главой французской романтической школы по праву считается убежденный бахианец Сезар Франк. Бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Самое известное органное сочинение Франка Прелюдия, фуга и вариация написано в форме барочного триптиха музыкальным языком романтизма. Луи Вьерн — гений французского симфонического органа, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази «джазовые» созвучия. Выдающийся композитор и органист Марсель Дюпре, чья Прелюдия и фуга фа минор заявлена в концерте, – ученик великих органных мэтров – Гильмана, Видора и Вьерна. Органный дебют вундеркинда состоялся в возрасте восьми лет, а за свою долгую жизнь он с головокружительным успехом гастролировал в многочисленных странах Европы, а также в Австралии, Канаде и Америке. Музыкант дал две серии по десять концертов, включавших все органные произведения Баха, которые исполнил наизусть. Ряд сочинений мастера столь технически сложен, что некоторые из них исполнить мог только он сам! Еще один французский гость — Александр Боэли, музыкант, который оставался верен прекрасной эпохе барокко и безуспешно пытался продвинуть её наследие. Блестящий талант музыканта, которого не ценили при жизни, был отмечен великим органистом и композитором Сезаром Франком.

Бах и орган по-французски — музыка для всех.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалья до минор BWV 582

Хоральная обработка Christ unser Herr zum Jordan kam BWV 684 из цикла «Третья часть клавирных упражнений»

Синфония из кантаты Wir danken dir, Gott wir danken di BWV 29 (транскрипция для органа Марселя Дюпре)

Иоганн Себастьян Бах Сицилиана из сонаты №2 для флейты и basso continuo ми-бемоль мажор BWV 1031 (переложение для органа соло Луи Вьерна)

Александр Боэли (1785–1858) Andante con moto op. 18 №1

Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариация ор. 18

Луи Вьерн (1870–1937) Интермеццо из органной симфонии №3 фа-диез минор ор. 28

Марсель Дюпре (1886–1971) Прелюдия и фуга фа минор ор. 7

Луи Вьерн Органная симфония №5 ля-минор ор 47: V. Finale

Исполнитель:

лауреат международных конкурсов Алла Морозова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

9 июня 2023, пятница, 19:30

Органный концерт «Бах и органисты французских соборов»

Бах и органисты французских соборов. За органом Виталия Котова.

Орган — константа баховского творчества, которое оказало огромное влияние на все последующее развитие мировой органной культуры, включая Францию. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.

Практически все великие французские органисты-композиторы в разные времена служили в многочисленных соборах Франции. Эта традиция продолжается и по сей день. Сезар Франк, великий романтик, в творчестве которого удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции. До конца своих дней родоначальник французской романтической органной школы играл в церкви Святой Клотильды, поражая своим искусством не только прихожан, но и выдающихся музыкантов того времени. Этот удивительный человек писал божественную музыку, соединяя в ней землю и небеса: отмеченная высокой духовностью и безупречностью формы, она доходит до самого сердца, продолжая волновать и восхищать наших современников. Цикл из Трех хоралов для большого органа и ныне вызывает непреходящий интерес у исследователей органной культуры. Не связанные с каноническими церковными песнопениями, хоралы представляют собой развернутые и захватывающие романтические поэмы, масштабные по своей по форме и замыслу. Каждый из трех хоралов цикла настолько масштабен, что очень часто органисты исполняют их по отдельности. Блестящий ученик Франка и Видора, Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Музыкант умер 2 июня 1937 года от сердечного приступа в Соборе Парижской Богоматери во время своего 1750-го сольного концерта. Наряду с органной музыкой, прославленный органист и композитор Тьерри Эскеш создал десятки сочинений в самых разнообразных жанрах, включая симфоническую, камерную, вокальную музыку. Страстный поклонник кинематографа, музыкант импровизировал на органе и фортепиано во время показов немых фильмов «Призрак оперы» и «Метрополис».

Бах и органисты французских соборов — уникальное путешествие сквозь века.

Программа:

Луи Вьерн (1870–1937) Симфония для органа ор. 28 No 3 фа-диез минор: I. Allegro,

II. Cantabile, V. Финал

Иоганн Себастьян Бах Трио соната N 5 до мажор BWV 529: Allegro – Largo – Allegro

Сезар Франк (1822–1890) Хорал для органа No 2 си минор FWV 39

Исполнитель:

Виталия Котова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

16 июня 2023, пятница, 19:30

Органный концерт «Симфония труб»

Симфония труб — потрясающий концерт Алексея Иванова и Елизаветы Толмасовой. Самый большой в мире духовой инструмент встретится со своим младшим собратом. Яркие гармонии, удивительные сочетания тембров, старые шедевры в новых неожиданных ипостасях. Орган и труба! Соразмерность венской классики и причуды барокко, роскошество романтизма и непредсказуемость наших дней. Гайдн, Риттер, Телеман, Энеску, Визутти — музыкальная феерия стилей и жанров.

Основоположник венской классической школы, великий австрийский композитор, автор 104 симфоний, многочисленных квартетов, клавирных сонат, опер и ораторий Йозеф Гайдн — сын бедного каретника, ставший отцом классической симфонии и квартета, а также учителем…Бетховена. Современники Георга Филиппа Телемана – друга Иоганна Себастьяна Баха, высоко ценили его творчество. При жизни Телеман был настолько популярен, что многочисленные города и княжеские дворы оспаривали его друг у друга и не могли поделить между собой. Он был знаменит не только во всей Европе, его слава дошла и до России. Несходство творческих предпочтений музыкантов не помешало дружбе Телемана и Баха. Более того, Георг Филипп даже стал крестным отцом одного из сыновей Баха, Карла Филиппа Эммануила, выдающегося композитора своего времени.

Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба. Джорже Энеску — человек-легенда, блестящий скрипач, выдающийся педагог, в числе звездных учеников которого — Иегуди Менухин. По выражению самого Энеску, в нем сочетались «пять музыкантов» – композитор, скрипач, дирижер, пианист и педагог. Он заложил фундамент современной композиторской школы Румынии, вписав ее в летопись европейского и мирового искусства ХХ века. Ален Визутти, представленный потрясающим соло, — блестящий американский трубач-виртуоз, композитор и педагог. Симфония труб — нарастающий голос петербургского лета.

Программа:

Йозеф Гайдн (1732–1809) Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор Hob VIIe: Allegro – Andante – Allegro (переложение для трубы и органа)
Август Готфрид Риттер (1811–1885) Соната для органа No.3 ля минор оp. 23
Георг Филипп Телеман (1681–1767) Концерт для трубы, струнных и бассо континуо ре мажор TWV 51:D7: Adagio – Allegro – Grave – Allegro) (переложение для трубы и органа)

Исполнители:

Алексей Иванов, труба

Елизавета Толмасова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен

для всех категорий зрителей старше 6 лет.

23 июня 2023, пятница, 19:30

Органный концерт «Времена года. Лето души моей»

Времена года – лето души моей. Любимый публикой Санкт-Петербургский концертный дуэт приглашает вас ощутить всю полноту лета в разных уголках земного шара.

Екатерина Маришкина и Марк Таубе представят величайшее многообразие летней звуковой палитры. Это фрагменты из проверенных временем хитов. «Времена года». К этой теме в разные эпохи неизменно обращались многочисленные композиторы нашей планеты. Вивальди. Пьяццолла. Чайковский. Глазунов… Созерцание и действие. Вдох и выдох. Лето в Европе, России и Латинской Америке. В это вечер пылкая «Фея Лета» Прокофьева встретится с эфемерными наядами Глазунова, а Скерцо Мендельсона из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» станет символическим предисловием к жаркому дню в Малороссии – вступлению к опере «Сорочинская ярмарка» Мусоргского. Все транскрипции выполнены талантливым и ярким музыкантом Екатериной Маришкиной.
Орган соло представлен сонатой Мендельсона и прелестной пьесой Фрэнка Бриджа, уроженца Британии. Цикл из Шести сонат – центр органного мира Мендельсона, истинного новатора жанра романтической органной сонаты. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. В первой части Третьей Сонаты использована знаменитая мелодия Мартина Лютера «Из глубокой нужды взываю я к тебе». Фрэнк Бридж – альтист, дирижёр и композитор, учитель Бенджамина Бриттена, который посвятил ему опус Вариации для струнного оркестра. Бридж не владел искусством игры на органе, но его небольшие пьесы для Короля инструментов были наиболее исполняемы из всех созданных композитором в различных жанрах сочинений.

Соскучились по вечному лету? Оно здесь, в концерте Санкт-Петербургского дуэта «Лето души моей».

Программа:Модест Мусоргский (1839–1881) Вступление к опере «Сорочинская ярмарка»: Жаркий день в Малороссии, обработка для скрипки и органа
Александр Глазунов (1865–1936) Балет «Времена года»: Лето. Баркарола (Наяды), обработка для скрипки и органа
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната №3 ля мажор для органа: Con moto maestoso — Andante tranquillo Скерцо из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь», обработка для скрипки и органа
Сергей Прокофьев (1891–1953) Балет «Золушка»: Фея Лета, обработка для органа
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) Времена года: Июль. Баркарола, обработка для скрипки и органа
Фрэнк Бридж (1879–1941) Элегия, обработка для скрипки и органа Allegro con spirito из цикла Три пьесы для органа
Джордж Гершвин (1898–1937) Summertime, обработка для скрипки и органа
Дзе Хисаиси (Мамору Фудзисава) (1950*) Summer from Encore, переложение для органа
Астор Пьяццолла (1921–1992) Времена года в Буэнос-Айресе: Лето, обработка для скрипки и органа
Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Времена года: Лето, обработка для скрипки и органа

Исполнители:Санкт-Петербургский концертный дуэт:
Заслуженный артист РФ Марк Таубе, скрипка
Лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен

для всех категорий зрителей старше 6 лет.

30 июня 2023, пятница, 19:30

Органный концерт «Бахиана и французские изыски»

Бахиана и французские изыски. Бах и Куперен, Вилла-Лобос и Штамм, Ален и Блаве. Флейта и орган. В яркой программе Анны Щулькиной и Марии Короновой пересекутся страны и столетия, эпохи и музыкальные истории.

По сей день современные композиторы находятся под влиянием многовековой баховской традиции, постоянно обращаясь к его творчеству, идут на смелые творческие эксперименты. Прошли столетия, а флейтовые сонаты Баха по сей день необычайно популярны и востребованы. Они созданы в Кётене, где Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда. Есть версия, что эти сочинения родились под впечатлением игры флейтиста – виртуоза Иоганна Иоахима Кванца, познакомившего Баха со всеми приемами игры на инструменте.

Бразильское осознание баховской музыки величайший композитор Вила-Лобос выразил в своем цикле из девяти бразильских бахиан, а Ария из Пятой бахианы стала настоящим хитом. Фантазия «БахОрама» нашего современника Наджи Хакима, французского композитора и органиста ливанского происхождения, ученика Жана Лангле и преемника Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже, построена на самых известных мотивах великого немца. Еще одно посвящение Иоганну Себастьяну принадлежит Хансу Андре Штамму, который вот уже много десятилетий является одним из ярчайших музыкантов своего поколения. Им записано более двадцати альбомов с органной классикой и собственными оригинальными сочинениями. В игре органиста удивительным образом сочетаются немецкая основательность и истинно французская изысканность.

Французская линия концерта продолжена обращением к Франсуа Куперену, Шарлю-Мари Видору и Мишелю Блаве и Жану Алену. Франсуа Куперен — непревзойденный мастер рококо, еще при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Он стал неоспоримым мастером клавесина и органа не только по количеству, но и по качеству написанного. Важная часть наследия композитора – его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн-Себастьян Бах. Один из самых прославленных флейтистов и харизматичных преподавателей своего времени, Мишель Блаве родился в семье резчика по дереву. Гениальный левша-самоучка, достигший небывалых высот, стал придворным музыкантом Людовика XV, им восхищались Вольтер и Фридрих Великий.

Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику? Жан Арист Ален, геройски погибший во время Второй мировой войны в возрасте 29 лет, одаренный органист и композитор, которым создано более 140 сочинений, в числе которых 26 пьес для органа, 52 сочинения для фортепиано, реквием, хоровые и камерные пьесы.

Бах-Бахиана и французские изыски — незабываемый музыкальный вояж.

Программа:

Франсуа Куперен (1668–1733) Offertoire sur les Grands Jeux (Messe pour les Paroisses)

Мишель Блаве (1700–1768) Соната для флейты соль-минор op.2/4 (Adagio La Lumague – Allemanda-Allegro – Siciliana – Presto – Allegro Le Lutin)

Ханс-Андре Штамм (1958) Посвящение Баху

Наджи Хаким (1955) Бахорама (Фантазия на темы И.С. Баха)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Соната для флейты си минор BWV 1030 (Andante – Largo e dolce – Presto – Allegro)

Шарль-Мари Видор (1844–1937) Симфония №6 соль минор (V. Finale)

Жан Арист Ален (1911–1940) Три пьесы для флейты и органа (Andante – Allegro con grazia – Allegro)

Эйтор Вила-Лобос (1887–1959) Ария из Бразильской Бахианы №5

Исполнители:

Анна Щулькина, флейта

Мария Коронова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.