Цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев» — июнь 2023

Храм католического Францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца 9-я Красноармейская 10-А. Станции метро: Балтийская, Технологический институт

0
522

4 июня 2023, воскресенье, 16 часов

Органный концерт «Триумвират гениев»

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Триумвират гениев: Бах, Гендель, Вивальди. Чудесным апрельским вечером встретятся признанные гении барокко, а также две скрипки и орган. Лучшие органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха и его инструментальные концерты в интереснейших транскрипциях прозвучат наряду с шедеврами Генделя и Вивальди. Космогоническое творчество Баха стало точкой отсчета для его современников и многочисленных последователей. Наверное, нет на свете композитора, не испытавшего на себе влияния немецкого гения. Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и…многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам.

Бах и Гендель родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в Туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он сочиняет за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создает многочисленные оркестровые концерты, клавесинные сочинения. Особенно известны его опусы для исполнения на открытом воздухе «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом «Аллилуйя».

Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор. Даже точное место его упокоения неизвестно потомкам. Но необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своем первозданном виде и сегодня занимает почетное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.

«Триумвират гениев» –  необыкновенный вечер в компании потрясающих петербургских музыкантов Марка Таубе, Екатерины Стадлер и Екатерины Маришкиной.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Aria Variata Alla maniera italian BWV 989
Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 11 для двух скрипок и виолончели ре минор, обработка для двух скрипок и органа
Иоганн Себастьян Бах Хоральные вариации Ach, was soll Ich sunder machen? BWV 770
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Sonata a Flute traversiere, Violino, Basſono (ô Violoncello) et Cembalo d-moll, обработка для двух скрипок и органа
Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга до минор BWV 546
Концерт для двух скрипок ре минор BWV 1043, обработка для двух скрипок и органа

Исполнители:

Заслуженный артист РФ Марк Таубе, скрипка

Лауреаты международных конкурсов

Екатерина Стадлер, скрипка

Екатерина Маришкина, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

11 июня 2023, воскресенье, 16 часов

Органный концерт «Бах и странствия Пер Гюнта»

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

«Бах и странствия Пер Гюнта» – потрясающая программа полюбившейся публике Алие Абдурашитовой. Иоганн Себастьян Бах – желанный гость любого органного концерта – представлен во всем многообразии своего необъятного наследия для Короля инструментов. Концерт-арка замкнут двумя самыми известными циклами немецкого гения, звучащими в одной тональности. Это знаменитый «дорийский» цикл и легендарная Токката и фуга ре минор. Дорийская Токката с фугой написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций неистового венецианца. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.

Гениальная музыка, написанная Эдвардом Григом к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», уже давно стала самостоятельным сочинением, звучащим на мировых концертных сценах. Сочетание фольклорных норвежских мотивов с классической традицией породило истинный шедевр – две оркестровые сюиты, составленные из разнохарактерных программных пьес. Основанная на трёх григорианских мелодиях пьеса Gregorianа написана Наджи Хакимом, французским композитором и органистом ливанского происхождения. Музыкант – ученик Жана Лангле и преемник Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже. Масштабная Пассакалия ленинградского композитора Христофора Кушнарева, посвященная великому Исайе Браудо, поражает своей глубиной и драматизмом. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Цикл прелюдий «Подражание старым мастерам» — виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко. Концерт завершит самое известное в мире органное сочинение Баха – Токката и фуга ре минор.

«Бах и странствия Пер Гюнта» – присоединяйтесь!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор «Дорийская»

Хоральная прелюдия Allein Gott in der Hoh Sei Ehr BWV 663

Христофор Кушнарев (1890–1960) Пассакалия

Наджи Хаким (1955*) Gregoriana

Эдвард Григ (1843–1907) Три пьесы из Сюиты № 1 из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» ор.46:

Утро – Танец Анитры – В пещере горного короля

Микаэл Таривердиев (1931–1996) Прелюдия фа минор из цикла «Подражание старым мастерам»

Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

Алие Абдурашитова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

18 июня 2023, воскресенье, 16 часов

Органный концерт «Роскошь барокко и Тихая музыка»

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Роскошь барокко и Тихая музыка. За органом неповторимая Мария Лобецкая. Погружение в одну из самых блистательных и загадочных эпох, славящуюся причудливым музыкальным и архитектурным стилями, пышными балами, неподражаемыми нарядами и оглушительными фейерверками. В концерте прозвучат лучшие сочинения итальянского и немецкого барокко и музыка Микаэла Таривердиева.

Италия — родина барокко. Личность великого итальянца Джироламо Фрескобальди была настолько значительной, что повлияла на творчество не только современников, но и музыкантов последующих эпох. Его талантливые ученики распространили итальянский стиль музыкального письма по всей Европе. Сам Иоганн Себастьян Бах не избежал очарования итальянского духа, хранил у себя рукопись Fiori musicali, самого известного опуса Фрескобальди, и в течение жизни написал немало сочинений не только в итальянском стиле, но и в прямом подражании Мастеру. В наследии композитора – многочисленные сочинения для органа и клавесина во всех свойственных эпохе жанрах.

Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северо-немецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.

И, наконец, вершина эпохи барокко – Иоганн Себастьян Бах, имя которого не нуждается в комментариях. Музыка немецкого гения созвучна любой эпохе и неизменно вызывает сильнейший катарсис у любой публики. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов.

Неожиданный поворот драматургии концерта – Пьетро Йон, американский органист и композитор итальянского происхождения, широко известный как один из крупнейших американских авторов церковной музыки первой половины ХХ века. Его творческое наследие составляют 21 месса, множество мотетов, опусы для сольного органа и фортепиано, сочинения для хора и оркестра. Вечер завершится сочинением короля саундтреков Микаэла Таривердиева. Мастер делился историей создания «Тихой музыки»: «В последние годы я пишу музыку в своей домашней студии. Здесь я становлюсь всем — и оркестром, и дирижером, и звукорежиссером. Так появляются многие темы для новых фильмов, спектаклей. Все это – результат моих ночных “забав”. Может быть, потому, что я писал музыку ночью, это как бы разговор с самим собой. Вот так и появилось название диска: «Ночные забавы. Тихая музыка».

«Роскошь барокко и Тихая музыка» – незабываемый вечер в стенах францисканского монастыря.

Программа:

Джироламо Фрескобальди (1583 – 1643) Токката per elevatione

Иоганн Пахельбель (1653 – 1706) Чакона фа минор

Дитрих Букстехуде (1637 – 1707) Пассакалия ре минор BuxWV 161

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) Ария ре мажор из оркестровой сюиты

Трио-соната для органа № 3 ре минор BWV 527

I Andante – II Adagio e dolce – III Vivace

Алессандро Пьетро Йон (1886 – 1943) Юмореска

Олег Янченко (1939 – 2002) Медитация

Микаэл Таривердиев (1931 – 1996) Тихая музыка

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Мария Лобецкая, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

25 июня 2023, воскресенье, 16 часов

Органный концерт «Орган. Германия. Барокко»

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

«Орган. Германия. Барокко» – концерт петербургской органистки Майи Мокрецовой. Прозвучат сочинения предшественников Баха и самого Иоганна Себастьяна.

К началу XVIII века представитель северо-немецкой органной школы Винсент Любек был одним из самых востребованных музыкантов Германии, но несмотря на долгую жизнь и высокую репутацию, сохранилось очень мало его сочинений. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северо-немецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Органные хоральные прелюдии, фантазии, вариации, партиты Букстехуде послужили образцом для хоральных обработок Баха, в которых лейпцигский кантор достиг абсолютного совершенства. Некоторые из них особенно популярны в наши дни. Прелюдия фа минор взлетела на пик популярности после выхода культового фильма Арсения Тарковского «Солярис», где была использована в самобытной обработке Эдуарда Артемьева. Цикл из шести трио-сонат – всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. В развернутом цикле из Токкаты с фугой ми мажор виртуозная токката соседствует с двумя грандиозными фугами.

Французский акцент концерта – Морис Дюрюфле. Воспитанник Парижской консерватории занимался под руководством таких органных гениев, как Луи Вьерн и Шарль Турнемир. Его по праву называют одним из последних выдающихся представителей основанной Сезаром Франком и Шарлем-Мари Видором французской органной школы. Ярко одаренный композитор и виртуозный органист, он по праву снискал славу последнего французского романтика.

«Орган. Германия. Барокко» – топ сочинений для Короля инструментов.

Программа:

Винсент Любек (1654–1740) Прелюдия и фуга ре минор для органа LübWV 11

Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона ми минор BuxWV 160

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната для органа №4 ми минор BWV 528:

1. Adagio – Vivace

2. Andante

3 Un poco allegro

Токката и фуга ми мажор BWV 566

Хоральные обработки: O Mensch, bewein dein Sünde groß (О человек, оплакивай свой тяжкий грех) BWV 622

Ich rufʼ zu dir, Herr Jesu Christ (К тебе взываю, Господь Иисус Христос) BWV 639

Морис Дюрюфле (1902–1986) Прелюдия и Токката из Сюиты для органа op. 5

Исполнитель:

Майя Мокрецова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.