5 мая в Большом зале Петербургской филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Валентина Урюпина прозвучит «Учение о гармонии» одного из главных современных американских композиторов – Джона Кулиджа Адамса. Планировалось, что исполнение одной из ключевых партитур музыканта в Петербурге состоится в день его 75-летия, 15 февраля, однако из-за очередной волны заболеваемости коронавирусом оно было перенесено на май. Также в этот вечер прозвучит знаменитый Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова, солист – известный петербургский пианист, солист Санкт-Петербургского Дома музыки Мирослав Култышев. Валентин Урюпин в этот вечер также выступит с комментариями к программе.

Концерт входит в цикл «Филармония – 100. История в зеркале десятилетий», посвященный столетию концертной организации, его программа отсылает к одному из знаковых эпизодов ее великой истории, когда в 1988 году «Учение о гармонии» Адамса звучало в Большом зале в присутствии автора.

Учение о гармонии» Адамса – большое трехчастное произведение для оркестра, в котором, по словам автора, минималистская техника сопрягается с гармоническим языком и экспрессией позднего романтизма. Премьера «Учения о гармонии» в 1985 году принесла Джону Адамсу всеамериканскую славу.

«Джон Адамс стал тем оперным композитором, которого в течение всего XX века ожидали в США. Сплав американской и европейской традиций, высоколобого интеллектуализма, доступных самой широкой аудитории звуковых красот и мощной энергии ритма обеспечил ему признание, которое в современном мире редко выпадает на долю “серьезного» композитора”», – пишет Ольга Манулкина, автор монографии об американской музыке XX века.

Для самого автора создание «Учения о гармонии» стало знаком преодоления глубокого кризиса, связанного с пиететом и даже робостью перед фигурой Арнольда Шёнберга. Идеолог додекафонии, в начале XX века списавший тональность со счетов (что нашло отражение в его труде «Учение о гармонии») для последующих поколений композиторов он стал символом интеллектуальной сложности. Адамс пишет: «Это с Шёнбергом родилась “агония современной музыки”, и не было секретом, что аудитория академической музыки в двадцатом веке быстро сокращалась, в немалой степени – из-за слухового уродства большинства новых произведений. <…> Отвергнуть Шёнберга было все равно, что встать на сторону филистимлян, а освободиться от модели, которую он представлял, было актом огромной силы воли».

Этим актом освобождения для Адамса и стало создание «Учения о гармонии». Отсюда начался путь к главному достижению композитора: «за последние 30 лет музыка Адамса сыграла решающую роль в повороте современной музыкальной эстетики от академического модернизма к более открытому, выразительному языку».