«ПУТНИКЪ». МОНООПЕРА ВЛАДЫ МАЛАХОВСКОЙ ПО ПСИХОДРАМЕ ВАЛЕРИЯ БРЮСОВА

0
279

К сожалению, у нас принято вспоминать о великих именах и произведениях только к юбилейным датам. Наверное, это естественный признак не слишком творческого времени – эпохи так называемого постмодерна, который вечно живет цитатами и вчерашним днем. В случае с монооперой «Путникъ» на текст одноименной психодрамы Валерия Брюсова дело обстоит иначе, хотя и юбилей великого русского символиста счастливо подверстался: 13 декабря следующего, 2023 года со дня рождения Валерия Яковлевича исполняется 150 лет.

Замечательный санкт-петербургский композитор Владислава Малаховская, автор ораторий, песен, десятков произведений для голоса, хора и оркестра, искала сюжет для небольшой оперы, в которой главную партию спела бы звезда мировой оперной сцены, блистательная меццо-сопрано, исполнительница топовых оперных партий на главных мировых площадках, включая Ла Скала и Метрополитен Опера, солистка Михайловского театра Олеся Петрова.

В поисках литературной основы Владислава обратилась ко мне, и я тут же вспомнил об одном напрочь забытом шедевре русского символизма – психодраме Валерия Брюсова «Путникъ», созданной им в 1910 году для несостоявшегося бенефиса знаменитой российской актрисы начала прошлого века и его возлюбленной – Веры Комиссаржевской.

Роман Брюсова и Комиссаржевской – двух ярчайших звезд эпохи Русского Модерна – мало известная и совсем не изученная страничка истории нашей культуры. Их знакомство и начало отношений, которые, судя по всему, имели достаточно молниеносный и страстный характер, относятся к 1907 году, когда Брюсову было полных 33 года, а Комиссаржевской 42. Поэт специально для возлюбленной сделал перевод знаменитой пьесы Метерлинка «Пелеас и Мелизанда».

Роман, протекавший под знаком театра Мориса Метерлинка, привел, среди прочего, к увольнению с поста директора ее театра Всеволода Мейерхольда и к назначению на эту должность ее возлюбленного. Историки театра признают директорство Брюсова неудачным, однако и эта тема изучена также незаслуженно мало.

Пиком любовных и творческих отношений поэта и актрисы нужно по праву назвать создание Брюсовым специально для бенефиса своей возлюбленной психодрамы «Путникъ» – пьесы, с одной стороны, пронизанной метерлинковской атмосферой мистики ночного осеннего леса, с другой, совершенно оригинальной с точки зрения ее драматической конструкции.

Эта конструкция навеяна личным общением Брюсова с Комиссаржевской, о котором мы можем судить по оставшимся в архиве Брюсова письмам Веры Федоровны (по устному завещанию Комиссаржевской письма Брюсова к ней сразу после ее смерти были сожжены):

«…Сейчас во всем мире один мне нужен ты. Не ты — твои глаза, которые выслушают меня, пусть молча. Ты придешь, услышишь слово и уйдешь… Я жду».

Это цитата из одного из последних писем Комиссаржевской к Брюсову, свидетельствующая как раз о том, что в ходе их общения Брюсов по большей части молчал и слушал, а она исповедовалась и вопрошала.

«Путникъ» был закончен Брюсовым очевидно в 1909 году, а 23 февраля 1910 года Вера Комиссаржевская неожиданно и скоропостижно скончалась от оспы во время гастролей в Ташкенте, не успев сыграть написанную специально для нее роль.

Драма Брюсова была выпущена отдельным изданием в 1911-м году в Москве, затем включена в том «Драматические произведения» его прижизненного собрания сочинений вместе с переводом «Пелеаса и Мелизанды» и сценами из будущих времен «Земля».

Затем на протяжении целого столетия (!!!) – до 2016 года, когда московским издательством «Совпадение» был издан том «Валерий Брюсов. Драматургия», театр великого русского символиста, включая его главный бриллиант – психодраму «Путникъ», был предан полному забвению.

Что примечательно, ничего собственно антисоветского в драмах Брюсова не было, как теперь говорят, от слова «совсем». Тем более, что сам поэт в свое время – в 1920 году – успел вступить в ВКП(б). Однако творчество Брюсова, будучи насквозь пронизанным мистическими и ницшеанскими мотивами, по самой своей природе оказалось безусловно чуждым советской власти: как известно, о рабочих и колхозниках Брюсов ничего не написал, если не считать его знаменитого, вдохновленного событиями 1905 года «Каменщика».

Моноопера Владиславы Малаховской – как минимум вторая на брюсовский сюжет (первая – прославленный и поставленный на всех уважающих себя мировых оперных площадках «Огненный Ангел» Сергея Прокофьева) – была создана и записана в прошлом, 2021 году специально для Олеси Петровой.

В редчайшем в истории оперного искусства жанре «монооперы» созданы буквально единичные произведения, среди которых – «Капельмейстер» Чимарозы (между 1786 и 1792 годом), «Ожидание» Шёнберга (1909) и «Ожидание» Таривердиева (1982), и самая известная и исполняемая из моноопер – «Человеческий голос» Франсиса Пуленка (1958).

Для создания в пространстве монооперы большего драматического объема Владислава Малаховская сделала три вставных «песни Юлии» – на стихи известной поэтессы Мирры Лохвицкой, Тимура Кекиликова и Евгения Антипова.

В начале текущего 2022 года опера «Путникъ» выиграла грант Президентского фонда культурных инициатив, который и позволил приступить непосредственно к ее постановке. Премьера в виде сценически завершенной версии должна пройти в ноябре этого года. Сегодня же мы познакомим вас с завершающим этапом подготовки окончательной постановки.

Конечно же, нужно сказать о создателях и участниках сегодняшнего спектакля. Либретто оперы написано известным санкт-петербургским поэтом Тимуром Кекиликовым, режиссер-постановщик Алла Масловская, художник-постановщик Ольга Горячёва, хореограф Виктория Зайцева.