9 августа 2022 года, исполнение Седьмой симфонии Симфоническим оркестром Петерубргской филармонии (музыканты ЗКР и АСО). Дирижер Н. Алексеев. Фото Стас Левшин.JPG

27 января, в День полного освобождения Ленинграда от блокады, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучит знаменитая Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича – ее блокадная премьера 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии стала символом мужества осажденного города.

Симфонию исполнит Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, который будет расширен музыкантами Академического симфонического оркестра филармонии. Партитура прозвучит под управлением главного дирижера ЗКР, народного артиста России Николая Алексеева.

Поскольку все билеты на концерт проданы, Петербургская филармония, стремясь поделиться этим важнейшим событием с максимально широкой аудиторией, запланировала проведение онлайн-трансляции: она будет доступна в официальных аккаунтах филармонии в социальных сетях.

Отдельным событием мероприятий Филармонии, посвященных 80-летию освобождения Ленинграда от блокады, станет презентация книги доктора исторических наук Юлии Кантор «Седьмая симфония. Партитура памяти»: она состоится в Бетховенском фойе Большого зала филармонии 27 января.

В этот день в Большом зале также пройдет Всероссийская научная конференция «Звуки блокадного города» (в рамках совместного проекта «Военная летопись Филармонии», реализуемого Петербургской филармонией совместно с Санкт-Петербургским институтом истории РАН).

Николай Алексеев, главный дирижер Заслуженного коллектива России. Фото Стас Левшин
Николай Алексеев, главный дирижер Заслуженного коллектива России. Фото Стас Левшин

Исполнение Седьмой симфонии Шостаковича станет кульминацией цикла концертов, который Петербургская филармония посвящает 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Он открылся 18 января исполнением Третьей «Героической» симфонии композитора-блокадника Гавриила Попова. В этот же день в фойе Большого зала филармонии открылась выставка блокадных афиш филармонии, отреставрированных Санкт-Петербургским институтом истории РАН в рамках совместного с Петербургской филармонией проекта «Военная летопись Филармонии».

Цикл концертов к 80-летию освобождения Ленинграда от блокады – посвящение мужеству музыкантов, продолжавших концертировать в осажденном городе: в его рамках в филармонии звучат сочинения, созданные в годы войны, музыка, посвященная блокаде, а также программы, звучавшие в блокадные годы на сцене филармонии.

«9 августа 2022 года, когда мы отмечали 80-летие со дня блокадной премьеры Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича, название оркестра на афише было обозначено так: Симфонический оркестр филармонии. Потому что это было совместное исполнение, в нем участвовали и Заслуженный коллектив России, и Академический симфонический оркестр, то есть в концерте принимали участие музыканты обоих филармонических коллективов, – рассказал на пресс-конференции, посвященной открытию блокадного цикла концертов, главный дирижер Заслуженного коллектива России Николай Алексеев, – Так же будет и 27 января, и, мне кажется, эту традицию нужно оставить и в дальнейшем. Любое исполнение этой симфонии должно быть совместным».

«27 января 2024 года в дату 80-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича исполнит расширенный состав Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии, в который будут включены артисты Академического симфонического оркестра филармонии. Это глубоко символично, ведь оба коллектива напрямую связаны с судьбой легендарной симфонии, – говорится в программке концерта, – Заслуженный коллектив Республики 9 июля 1942 года провел под руководством Евгения Мравинского одно из первых исполнений Седьмой симфонии, находясь в эвакуации в Новосибирске. А силами артистов Академического симфонического оркестра, в те годы еще оркестра Ленинградского радиокомитета, под управлением Карла Элиасберга была исполнена легендарная блокадная премьера 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. В памятный день оба выдающихся коллектива объединятся в том самом белоколонном зале, чтобы отдать дань памяти одному из самых значительных событий в отечественной истории».

27 января в Бетховенском фойе Большого зала филармонии также состоится презентация книги доктора исторических наук Юлии Кантор «Седьмая симфония. Партитура памяти».

Книга Юлии Кантор является первым целостным повествованием об исполнениях «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в годы Второй мировой войны. Создание такого труда заполняет лакуну в истории советской музыки и в социально-политической истории соответствующих лет. История создания «Ленинградской» симфонии Шостаковича вписана яркими штрихами в культурную память поколений, однако имеет большое количество лакун. Парадоксально, но факт: за 80 с лишним лет, прошедших с премьеры, многие детали подготовки и исполнения неизвестны вовсе или мифологизированы, как не вполне изучены «география» и «календарь» исполнений. В тени внимания исследователей остаются и так называемые привходящие обстоятельства – блокадные будни ленинградского оркестра, проблемы размещения прибывших в эвакуацию ленинградских музыкантов и их взаимоотношения с местными деятелями культуры, вынужденными уступать им не только сцену, но и свое жилье… Используемые в монографии неизвестные документы из федеральных, региональных и ведомственных архивов (АВП РФ, РГАСПИ, РГАЛИ, ЦГАЛИ СПб, архива УФСБ по СПб и ЛО и др.), а также музейных фондов (ГМИ СПб, Музея музыкального и театрального искусства, Музея политической истории России и др.), позволяют существенно дополнить знания о «знаменитой ленинградке», узнать новые имена и в неожиданном ракурсе взглянуть на уже известные.

Книга Юлии Кантор «Седьмая симфония. Партитура памяти» (М., РОССПЭН, 2024) позволяет как специалистам, так и всем, кто интересуется социальной историей Великой Отечественной, узнать неизвестные сюжеты, связанные с подготовкой премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в СССР и за рубежом, а также – с ее общественно-политическим эффектом в годы Второй мировой войны. Она дает возможность не только узнать новые факты об этом уникальном явлении гуманитарной истории Второй мировой, но и побуждает задуматься о роли Искусства в мире, охваченном войной.

Самый известный эпизод блокадной истории Ленинградской филармонии – это блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года. Тот далекий концерт стал символом мужества и силы духа жителей осажденного города. Однако этой легендарной премьерой деятельность Ленинградской филармонии в годы блокады не исчерпывается: все четыре военных сезона филармония не прекращала работу. Единственный перерыв настал в декабре 1941 года, в первую суровую блокадную зиму, но 1 мая 1942 года выступления возобновились.

С августа 1941 года по август 1944 года оркестр Ленинградской филармонии – Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) во главе с Евгением Мравинским находился в эвакуации в Новосибирске. Главными героями филармонических концертов в это время стал дирижер Карл Элиасберг и Оркестр Ленинградского радиокомитета – единственный симфонический коллектив, оставшийся в блокадном городе. Также в блокадные годы на сцене Большого зала филармонии выступали артисты Кировского театра, Театра музыкальной комедии, Театра Балтийского флота, концертировали штабные духовые оркестры, в сборных концертах появлялись артисты эстрады и даже цирка. Публика блокадного города слушала концерты в верхней одежде: не только потому, что зал не отапливался, но и потому что так было легче и быстрее спуститься в бомбоубежище в случае налета.

Начиная с весны 1943 года в город начали приезжать гастролеры – советские музыканты с мировыми именами: на филармонических сценах концертировали Давид Ойстрах, Мария Юдина, Лев Оборин, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер.

Последний военный концертный сезон в октябре 1944 года, уже после освобождения города от блокады, открыл вернувшийся из эвакуации Заслуженный коллектив Республики под управлением Евгения Мравинского. Символично, что концерт 9 мая 1945 года, который войдет в историю как День Победы, был запланирован и прозвучал в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета и дирижера Карла Элиасберга – музыкантов, переживших все тяготы этого страшного времени в блокадном городе.

Подробная информация о жизни Ленинградской филармонии в годы войны доступна в историческом разделе официального сайта филармонии, а также на сайте «Столетие филармонии», запущенном в 2021 году к столетнему юбилею старейшей концертной организации страны.

Марина Монахова, руководитель отдела по связям с общественностью Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича.