1 июля 2023 — Музыка для гитары при свечах: от барокко до наших дней

2 июля 2023 — Органный концерт «Ave Maria»

7 июля 2023 — Органный концерт «Музыкальное приношение и Времена года»

8 июля 2023 — Концерт «Ночное барокко при свечах»

9 июля 2023 — Органный концерт «Ход времени: органное путешествие через столетия»

14 июля 2023 — Органный концерт «Французский сувенир»

15 июля 2023 — Волынки и барабаны Санкт-Петербурга 

16 июля 2023, Органный концерт «Времена года и Интерстеллар»

21 июля 2023 — Органный концерт «Бах и соборы Франции»

22 июля 2023 -Дудук и гитара. Концерт «На пути к любимой»

23 июля 2023 — Большая органная фантазия: сквозь века

28 июля 2023 — Органный концерт «Круг Баха, неистовый аббат и Монастырская месса»

29 июля 2023 — Вивальди. Времена года с Ауэр-квартетом

30 июля 2023 — Органный концерт «Бахианцы и монах-перфекционист»

Ссылка на покупку билетов: https://imayc.ru/place/rimsko-katolicheskij-hram-lurdskoj-bogomateri/

Музыка для гитары при свечах: от барокко до наших дней

1 июля 2023, суббота, 20 часов

Нет ничего удивительного в том, что гитара для истинных меломанов – один из самых популярных и любимых инструментов. Тихое, но проникновенное, интимное звучание гитары, напоминающее интонации человеческой речи, всегда находит отклик у слушателей.

Будучи весьма распространенным инструментом еще в эпоху барокко, гитарная музыка достигла своего расцвета во второй половине ХIХ в южных странах, таких как Италия и, в особенности, Испания. Сегодня словосочетание «испанская классическая гитара» стало чем-то вроде имени нарицательного, символа высочайшего качества, ярких красок и безудержного темперамента. Именно поэтому, в рамках заявленной программы, среди россыпи авторов, представляющих совершенно разные страны и эпохи, мы представим Вашему вниманию произведения двух ярчайших представителей испанской гитарной композиторской школы – Франсиско Тарреги и Сайнса де ла Маса.

В концерте также прозвучат сочинения одного из наиболее заметных композиторов эпохи барокко – Доменико Скарлатти, наряду с произведениями современных авторов, таких как Эйноюхани Раутаваара и Вадим Стройкин. Словом, за один вечер мы пронесемся сквозь века и эпохи, стили и школы. И все это в удивительной атмосфере вечернего концерта при свечах, в удивительной акустике Храма Божией Матери Лурдской. Для вас в этот вечер будет играть Егор Свеженцев – один из ярчайших представителей нового поколения российской гитарной школы. Все это в сумме, определенно, делает этот концерт событием, которое не стоит пропускать.

Программа:

Доменико Скарлатти (1685–1757) Соната 144
Мануэль Понсе (1882–1948) Соната III, финал
Франсиско Таррега (1852–1909) Воспоминания об Альгамбре
Рехино Сайнс де ла Маса (1896–1981) Ронденья
Эйноюхани Раутаваара (1928–2016) Сюита «Серенады единорога»
Вадим Стройкин (1966) Реквием по настоящему
Маурицио Колонна (1959) Танец

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Егор Свеженцев, гитара

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Ave Maria»

2 июля 2023, воскресенье, 16 часов

Ave Maria – вечная тема, к которой на протяжении веков не устают обращаться композиторы и исполнители. Приветствие Архангела Гавриила Марии в момент благовещения. Молитва, обращенная к Пречистой Деве, которая переведена на множество языков, и кроме католической, принята также в англиканской, лютеранской и грекокатолической традициях. Ave Maria давно вышла за рамки церковного пространства, а к нескольким сотням сочинений, созданных на этот текст, постоянно продолжают присоединяться новые, написанные уже в наши дни. Любимые публикой петербургские музыканты Александра Зарянкина и Екатерина Маришкина исполнят сочинения, которые никого не могут оставить равнодушным. Наряду с такими шедеврами, как Ave Maria Шуберта и Баха-Гуно, Пьяццоллы и Сен-Санса, прозвучит и знаменитая мистификация – хит петербургского лютниста и композитора Владимира Вавилова, долгие годы приписываемый Джулио Каччини. Орган соло представлен опусами Баха, Куперена, Гуриди и Хакима.Король рококо Франсуа Куперен, еще при жизни получивший титул «Великий», – представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Он стал непревзойденным мастером клавесина и органа не только по количеству, но и по качеству написанного. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Яркий акцент программы – прикосновение к творчеству Хесуса Гуриди, баскского композитора ХХ столетия, чей самобытный стиль объединил традиции позднего романтизма, унаследованного от Вагнера, и аутентичную музыкальную культуру басков. Основанная на трёх григорианских мелодиях колоритнейшая пьеса Gregoriana написана Наджи Хакимом, французском композитором и органистом ливанского происхождения, учеником знаменитого органиста, импровизатора и композитора Жана Лангле и преемником выдающегося Оливье Мессиана на посту органиста в церкви Святой Троицы в Париже.

Ave Maria – шедевры вокального и органного репертуара.

Программа:

Франсуа Куперен (1668–1773) Оффертуар
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Dignare
Amen alleluia
Иоганн Себастьян Бах Хоральная партита Ach, was soll Ich sunder machen? BWV 770
Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
Хесус Гуриди Бидаола (1886–1961) Оффертуар
Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria
Наджи Хаким (1955*) Gregoriana

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

Александра Зарянкина, сопрано

Екатерина Маришкина, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Музыкальное приношение и Времена года»

К юбилею Юрия Семенова

7 июля 2023, пятница, 20 часов

Музыкальное приношение и Времена года — чудесный концерт петербургских музыкантов, посвященный Юрию Семенову, известному органисту, выдающемуся педагогу и неутомимому исследователю органной культуры. Скрипка и орган, космос Баха и страсть Пьяццоллы, грезы Листа и трагизм Вагнера — непередаваемый фейерверк состояний, настроений и эмоций.

Музыкальное приношение было создано Бахом на тему, созданную и продиктованную Иоганну Себастьяну прусским королем Фридрихом II, завзятым меломаном, прекрасным флейтистом и композитором-любителем. Сочинение, объединившее тринадцать полифонических номеров, можно исполнять как инструментальным составом, так и в клавирном варианте, а мотив «королевской темы» проходит через весь грандиозный цикл. «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы – лирическая сюита о чувствах и судьбах маленького человека в большом городе. Он назвал свой цикл «Cuatro Estaciones Portenas», намекая на бытие бедняков Буэнос-Айреса, ютящихся на улочках портовых кварталов, где собственно и родилось аргентинское танго. Это зарисовки из жизни обитателей городской окраины, любовь и одиночество, страсть и разлука в одном из самых притягательных городов мира. Продолжение латиноамериканской темы предлагает Ханс Андре Штамм, представленный атмосферной пьесой Rondo alla Latina. Ярчайшим музыкантом своего поколения записано более двадцати альбомов с органной классикой и собственными оригинальными сочинениями. В игре органиста удивительным образом сочетаются немецкая основательность и истинно французская изысканность.

Одно из самых известных сочинений Ференца Листа фортепианный ноктюрн «Грёзы любви» посвящено княгине Каролине Витгенштейн, самой большой любви в жизни великого композитора. Благодаря трагической и пронзительной истории, мировая музыкальная культура обогатилась не только легендарным ноктюрном, но и другими безусловными шедеврами. Тристан и Изольда — величайшая сага о любви. История создания оперы Рихарда Вагнера тоже связана со… страстью. В процессе написания «Тристана и Изольды», Вагнер жил в доме богатого цюрихского торговца шелком Отто Везендонка; в молодую жену которого Матильду, был безудержно влюблен.

Сюрприз концерта — появление в афише практически неизвестных в России композиторов. Это немецкий романтик, композитор и дирижер Альберт Беккер, а также Карл Хойер, который обучался Лейпциге у знаменитых мастеров Регера и Штраубе. Органист Домского собора в Ревеле, первый органист церкви Святого Иакова в Хемнице, он с успехом преподавал в Лейпцигской консерватории.

Музыкальное приношение и Времена года — зашкаливающие эмоции обеспечены!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) 3-х голосный ричеркар из цикла «Музыкальное приношение» (транскрипция для органа соло Жана Гийю)

Альберт Беккер (1834–1899) Адажио для скрипки и органа ор. 20

Рихард Вагнер (1813–1883) Увертюра и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»

Ференц Лист (1811–1888) Liebestraum S.541 №3

Карл Хойер (1891–1936) Соната для скрипки и органа ор. 45:

II. Moltо adagio e sempre espressivo

III. Andante con moto

Исполнители:

Заслуженный артист РФ Марк Таубе, скрипка

Вера Демченко, скрипка

Лауреаты международных конкурсов

Екатерина Маришкина, Светлана Фурник, Алла Морозова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Концерт «Ночное барокко при свечах»

8 июля 2023, суббота, 21 час

Барокко при свечах – программа неотразимого Ауэр-квартета в прекрасный петербургский вечер. Лучшие страницы музыкальной летописи барокко откроют для вас прелестные участницы квартета. 

О, загадочная эпоха Барокко! Череда пышных празднеств, роскошь кружев и блеск золота. Удивительное время радостей для тела и души: бесконечные россыпи фейерверков и невообразимые туалеты, кулинарные изыски и неподражаемая МУЗЫКА! В каждой стране этот причудливый стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов удивительной эпохи породили Германия и Италия. Своего зенита этот великолепный музыкальный стиль достиг в творчестве Баха и Вивальди. В этот вечер вас ждут хиты, проверенные временем. Легендарный канон Иоганна Пахельбеля, звучащий в наши дни в многочисленных транскрипциях и номера из самых популярных оркестровых сюит Иоганна Себастьяна Баха с продленной в бесконечности Арией и знаменитой Шуткой. Культовое Адажио Альбинони, на самом деле, являющееся мастерской мистификацией композитора XX столетия Ремо Джадзотто. Шедевры великого скрипача и композитора Арканджело Корелли и признанного короля барокко – Антонио Вивальди. Роскошную атмосферу празднества дополнят Звук трубы Генри Перселла и Музыка на воде Георга Фридриха Генделя. 

Барокко при свечах – потрясающий вечер при свечах в изысканном интерьере храма.

Программа:

Иоганн Пахельбель (1653–1706) Канон
Арканджело Корелли (1653–1713) Concerto Grosso соль минор ор. 6 №8  (Рождественский) в пяти частях: I. Vivace – Grave – Allegro II. Adagio – Allegro – Adagio III. Vivace 

IV. Allegro V. Pastorale: Largo
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Arrival of the Queen of Sheba (Приезд царицы Савской) из оратории «Соломон»
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Оркестровая сюита №3 ре мажор BWV 1068: Ария, Гавот, Бурре и Жига
Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Концерт для двух скрипок и виолончели L’Estro Armonico ре минор ор. 3 № 11 RV 565: I. Allegro II. Adagio e spiccato III. Allegro IV. Largo e spiccato 

Георг Фридрих Гендель Water Music (Музыка на воде) ре мажор HWV 348: Hornpipe Генри Пёрселл Trumpet Tune до мажор ZT 697
Томазо Альбинони (1671–1751) Adagio Адажио (настоящий автор – Ремо Джадзотто)

Иоганн Себастьян Бах из Оркестровой сюиты №2 си минор BWV 1067: Шутка
Антонио Лучо Вивальди Маленькая синфония соль мажор RV 146: I. Allegro II. Andante III. Presto

Исполнители:АУЭР-КВАРТЕТ:

Элина Друх, скрипка, Сандра Патрикеева, скрипка, Надежда Чумовицкая, альт, Татьяна Тутынина, виолончель

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Ход времени: органное путешествие через столетия»

9 июля 2023, воскресенье, 16 часов

Ход времени — совершить органное путешествие через столетия приглашает харизматичная московская органистка Мария Руднева-Лесовиченко. Роскошное немецкое барокко и романтический орган, безумие фолии и катарсис воскресной службы — все это ждет вас на уникальном концерте в одном из самых красивых храмов Петербурга.

Вершина органного Олимпа Иоганн Себастьян Бах представлен топовыми сочинениями. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный мастером в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Сонаты и партиты — шесть сочинений для скрипки соло, написанные Бахом в кётенский период, ярко и широко раскрывают возможности инструмента, объединяя разнообразные жанры: от монументальной фуги до деревенского танца. Самое известное сочинение для скрипки соло – легендарная Чакона из Партиты ре минор, которая уже давно исполняется как отдельный номер и звучит в самых разнообразных инструментальных транскрипциях. На сей раз вы услышите органную версию.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.

Еще один старший современник Баха Георг Муффат – интереснейшая фигура. Предки музыканта по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество – важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций.

Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Соната-фолия создана им на тему истинного феномена в истории европейской музыки. Неслучайно в переводе на русский язык фолия переводится как «безумие». Возникший в пятнадцатом столетии в Португалии немудреный мотив вот уже много столетий сводит с ума музыкантов, композиторов и публику. Танцующие этот карнавальный танец впадали в настоящее неистовство, и казались потерявшими рассудок. В XVII столетии фолия начала свой нескончаемый поход по Европе, а к ее мотиву обратились свыше 150 композиторов, в числе которых Корелли и Маре, Бах и Бетховен, Григ и Рахманинов.

Немецкая тема продолжена обращением к Максу Регеру, творившему в разных стилях и создавшему более двухсот шедевров для Короля инструментов. Интродукция и пассакалья — одно из наиболее играемых и популярных сочинений композитора, несмотря на то, что оно было создано в ранний период творчества. Чешский композитор и органист Петр Эбен — один из крупнейших музыкантов прошлого века. На протяжении нескольких десятилетий он выступал с импровизациями на духовные темы в городах Европы, а позднее записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом.

Ход времени — поторопитесь, время убегает!

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката, адажио и фуга BWV 564
Дитрих Букстехуде (1637–1707)Чакона до-минор BuxWV 159
Георг Муффат (1653–1704) Пассакалья соль-минор

Антонио Вивальди (1678–1741) Трио-соната N12 «Фолия»
Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалья ре-минор (1899)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Чакона из партиты N 2 ре минор для скрипки соло (переложение для органа Алексея Шмитова)

Исполнитель:

Мария Руднева-Лесовиченко, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Французский сувенир»

14 июля 2023, пятница, 20 часов

Французский сувенир — программа известной органистки и талантливого педагога Натальи Гольфарб. В центре внимания одна из самых органных держав, ее величество Франция, представленная изысками рококо и звукопадом романтического органа.

Франсуа Куперен — непревзойденный мастер рококо, еще при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Он стал признанным мастером клавесина и органа не только по количеству, но и по качеству написанного. Луи Маршан служил органистом соборов различных городов Франции. По свидетельству современников, виртуозная игра Маршана отличалась смелостью исполнительского замысла и высочайшим искусством импровизации. Вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом.

Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Три хорала для органа справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 опусов, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа Жан Арист Ален объединил в своих сочинениях самые разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана.

Жан Лангле — слепой от рождения выдающийся органист и композитор, трактовал органную композицию как своеобразный комментарий к Священному Писанию, где любой звуковой эффект наполнен смыслом. Выдающийся французский музыкант XX века занимал пост приходского органиста знаменитого парижского собора Святой Клотильды, где до него служили такие величайшие музыканты, как Сезар Франк и Шарль Турнемир. Лангле очень любил инструмент эпохи Сезара Франка и Астрида Кавайе-Коля и создал для него более 254 опусов.

Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. Цикл из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне» — одно из самых играемых органных сочинений.

Французский сувенир — невероятное путешествие по одной из великих органных держав.

Программа:

Жан Лангле (1907–1991) Pasticcio
Луи Маршан (1669–1732) Grande Dialogue
Сезар Франк (1822–1890) Фантазия ля мажор FWV 35

Кантабиле си мажор FWV 36
Героическая пьеса си минор FWV 37
Жан Ален (1911–1940) Висячие сады
Оливье Мессиан (1908–1992) Медитация «Иисус, муки приемлющий» из цикла «Рождество Господне» (La Nativité du Seigneur)
Леон Боэльман (1862–1897) Молитва и Токката из «Готической сюиты»

Исполнитель:

Наталья Гольфарб, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Волынки и барабаны Санкт-Петербурга 

15 июля 2023, суббота, 20 часов

Один из наиболее самобытных коллективов, блестящие знатоки и исполнители традиционной шотландской музыки – «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга»

Мощное гипнотизирующее звучание волынки, чеканные шотландские ритмы (оркестры волынщиков ведут свое происхождение от военных оркестров шотландских полков) производит невероятно сильное впечатление, а аутентичные шотландские мотивы покоряют публику своей мелодичностью, независимым и бравым характером.

Волынки и барабаны Санкт-Петербурга – захватывающее музыкальное приключение – национальные костюмы, и, конечно, музыка Шотландии с многовековой историей в замечательном исполнении!

Исполнители:Волынки и барабаны Санкт-Петербурга

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Времена года и Интерстеллар»

16 июля 2023, воскресенье, 16 часов

Времена года и Интерстеллар. Скрипка-орган-виолончель. Потрясающий концерт петербургских музыкантов, в котором встретятся Вивальди и Пьяццолла, Прокофьев и Циммер.

Одно из самых популярных классических сочинений в мире «Времена года» Антонио Вивальди — цикл из четырех скрипичных концертов в сопровождении струнного оркестра, к которому на протяжении веков обращались многочисленные музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки этого шедевра. На этот раз прозвучит версия для скрипки и органа. Смена сезонов и состояний природы, а также человеческого настроения — главная тема знаменитого цикла рыжего аббата. Звенящий зимний день и осенняя печаль, азарт весны и истома летнего зноя настолько ярко переданы в звукописи «Времен года», что у публики создается эффект полнейшего погружения в меняющийся калейдоскоп сезонов.

Великий Астор Пьяццолла. Под влиянием баховской полифонии Маэстро Нового Танго создал особую музыкальную форму – танго-фуга. Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. Удивительный синтез итальянской, испанской, немецкой культур. Далеко не все знают историю создания Ave Maria Пьяццоллы. В оригинале музыка написана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудией Кардинале в главных ролях, вышедшего в 1984. Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци.

Русский акцент вечера — лирическое Размышление и романтическая «Песнь менестреля» Александра Глазунова, а также знаменитый «Танец рыцарей» из «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева. Поскольку музыку Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» в Большом театре изначально сочли нетанцевальной, то композитор, не дожидаясь премьеры, создал на этом музыкальном материале три роскошные сюиты. Вторая из них, самая популярная, открывается «Танцем рыцарей». Еще один хит — Адажио выдающегося американского композитора Сэмюэла Барбера, входящее в двадцатку лучших музыкальных сочинений второго тысячелетия. Чешский гость вечера — композитор и скрипач Йозеф Сук. Крупнейший композитор-модернист, ученик и зять Антонина Дворжака, участник знаменитого Чешского квартета.

Неожиданный сюжетный поворот — культовые саундтреки мирового кинематографа. Музыка Джона Уильямса к кинофильму «Список Шиндлера» и легендарный «Интерстеллар». Основа творчества композитора-легенды Ханса Циммера — эксперимент. Когда саундтрек к фантастическому блокбастеру «Интерстеллар» был готов, Циммер все ещё не знал, о чем будет фильм. Органная версия удивит вас не менее, чем удивила Циммера фабула фильма Нолана.

Времена года и Интерстеллар — самое интересное музыкальное событие июля.

Программа:
Антонио Вивальди (1678–1741) Зима Концерт №4 фа минор из цикла «Времена года» RV 297: I
Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
Александр Глазунов (1865–1936) Размышление для скрипки op.32 5
Песнь менестреля для виолончели op.71 6 мин
Йозеф Сук (1874–1935) Элегия для скрипки, виолончели и органа op.23
Ханс Циммер (1957) Музыка из из кинофильма «Интерстеллар»
Астор Пьяццолла (1921–1992) Либертанго

Ave Maria
Джон Уильямс (1932) Музыка из кинофильма «Список Шиндлера»
Сэмюэл Барбер (1910–1981) Адажио op.11а
Сергей Прокофьев (1891–1953) Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

Евгения Шереметьева, скрипка

Галина Чмерина Виолончель

Екатерина Васильева, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Бах и соборы Франции»

21 июля 2023, пятница, 20 часов

Бах и соборыФранции — за органом Екатерина Иванова.

Все знаменитые органисты-композиторы, как правило, служили в церквях, орган каждой из которых был уникален и неповторим. Продолжается эта традиция и по сей день. Начало всех начал, альфа и омега мировой органной культуры Иоганн Себастьян Бах представлен во всей полноте своего необъятного творчества. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближаясь к органной симфонии. В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря.

Вокруг планеты «Бах» уже не один век вращается всё мировое сообщество музыкантов. Не остался в стороне и гений симфонического органа, родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор, создав уникальный цикл Bach’s Memento, где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, созданные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями.

«Если музыка Баха – это храм, то музыка Генделя – дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он сочинил за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создал многочисленные оркестровые концерты, клавесинные сочинения. Особенно известны его опусы для исполнения на открытом воздухе — «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом — Аллилуйя.

Немецкую страницу концерта продолжит Зигфрид Карг-Элерт. Творчество органиста и композитора практически неизвестно в России, хотя сочинения для органа представляют не меньший интерес, чем опусы его знаменитого современника Макса Регера. В изысканном и узнаваемом музыкальном почерке композитора сконцентрировались черты переходной эпохи.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику?

Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа. Теодор Дюбуа, композитор, органист и музыкальный педагог, создал множество органных сочинений, обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа».

Бах и соборы Франции — музыка без границ.

Программа:

Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Аллилуйя из оратории Мессия (транскрипция для органа Теодора Дюбуа)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639

Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ре мажор BuxWV 139

Иоганн Себастьян Бах Ария из оркестровой сюиты №3 BWV 1068

Шарль-Мари Видор (1844–1937) Сицилиана и Финал из цикла Bach’s Memento (Памяти Баха)

Леон Боэльман (1862–1897) Молитва из «Готической сюиты op. 25

Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933) Хоральная импровизация Nun danket alle Gott op. 65/69

Теодор Дюбуа (1837–1924) Токката соль мажор

Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

Екатерина Иванова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Дудук и гитара. Концерт «На пути к любимой»

22 июля 2023, суббота, 20 часов

Для многих слово «дудук» прозвучит впервые, но только не звук его голоса. Дудук – инструмент, обладающий совершенно неповторимым тембром: несгибаемым, как пустыня; сильным, будто буря; томным, как виолончель и страстным, словно живое сердце. Дудук – это ожившие легенды сказочных стран, темперамент и страстность.

В концерте «На пути к любимой» тембр дудука будет сплетен со звучанием не менее романтичного инструмента – гитары. Новые краски, новые тембры и новые эмоции… 

Всё это ждёт вас в самом французском храме Санкт-Петербурга, что, несомненно, добавит красок этому вечеру. 

В программе – прекрасная народная армянская музыка и шедевры классического репертуара.

Исполнители:

Аргишти, армянский дудук

Артур Бочкивский, гитара

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Большая органная фантазия: сквозь века

23 июля 2023, воскресенье, 16 часов

Большая органная фантазия. Необозримый спектр возможностей Короля инструментов, перемещение во времени, мистика соборов Европы, космос Баха и лиризм Брамса, фантазии Алена и удивительный мир Таривердиева. За органом — Виталия Котова.

Иоганн Себастьян Бах, властелин органного Олимпа представлен одной из шести трио-сонат. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Старший современник Баха Николаус Брунс – немецкий органист, скрипач и композитор. Проживший очень краткую жизнь, но оставивший самобытное музыкальное наследие музыкант, был высоко оценен Иоганном Себастьяном.

В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Подражание старым мастерам — виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко.

Французская линия вечера откроет мир симфонического органа. Симфонический орган  родился благодаря  дару органного мастера Аристида Кавайе-Коля, который конструировал духовые органы  таким образом, чтобы  их тембровые и динамические возможности могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Самым    большим симфоническим органом Франции, на котором с восхищением играли такие титаны, как Сезар Франк и Луи  Вьерн, стал орган церкви Сен-Сюльпис в Париже. Блестящий ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет. Инструмент, реконструированный Кавайе-Колем, стал вторым по величине и возможностям органом Франции. Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Жан Арист Ален объединил в своих сочинениях самые разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана.

Программа:

Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия соль мажор

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната N5 до мажор BWV 529: Allegro – Largo – Allegro

Жан Арист Ален (1911–1940) Фантазия для органа N2

Иоганнес Брамс (1833–1897) Mein Jesu, der du mich из 11 Хоральных прелюдий op. 122 N1

Луи Вьерн (1870–1937) Симфония для органа op 28 N3 фа-диез минор:

I. Allegro maestoso – II. Cantabile – V. Final

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Виталия Котова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Круг Баха, неистовый аббат и Монастырская месса»

28 июля 2023, пятница, 20 часов

Круг Баха, неистовый аббат и Монастырская месса — за органом Анна Юсупова.

Творчество немецкого гения Иоганна Себастьяна Баха оказало неоспоримое влияние на мировую музыкальную культуру. Орган — константа баховского творчества. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Хоральная прелюдия фа минор — один из хитов органного репертуара, достигла пика популярности после выхода культового фильма Андрея Тарковского «Солярис». Бах писал практически во всех жанрах, кроме оперного, делал абсолютно гениальные транскрипции собственных сочинений, смело экспериментируя с различными инструментальными составами.

Концерты Баха «по Вивальди» всегда будут вызывать множество споров между органистами и скрипачами. Любой органист с уверенностью назовёт их концертами Баха, но также и любой скрипач несомненно назовёт их концертами Вивальди. Лейпцигский кантор столь мастерски переложил для органа струнные концерты неистового рыжего аббата, что публика забыла их истинного создателя. Старший современник Баха Николаус Брунс — один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Органист, скрипач и композитор, высоко ценимый Бахом, при жизни прославился своей игрой на скрипке, которой он одновременно аккомпанировал на органной педали!

Мост между эпохами, убежденный бахианец Макс Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Еще один убежденный бахианец Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати органных пьес. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Французская линия концерта откроет изысканный мир рококо и музыкальный язык двадцатого века. Основу творческого наследия Франсуа Куперена, родившегося в семье с вековыми музыкальными традициями, составляют сочинения для клавесина: это более 250 пьес, изданных в четырех сборниках. Изысканно выписанные кружева рококо отличаются безупречностью вкуса и новизной тембров. Важная часть наследия композитора – его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн-Себастьян Бах. Композитором написаны две мессы – Монастырская и Приходская. В них органично соединились французская и общеевропейская традиции. Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. Цикл из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне» — одно из самых играемых органных сочинений.

Круг Баха, неистовый аббат и Монастырская месса — присоединяйтесь!

Программа:

Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия ми минор (большая)

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ (Взываю к тебе, Господи) BWV 639

Прелюдия и фуга ля минор BWV 543

Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ля минор BWV 593: I. Allegro – II. Adagio – III. Allegro

Макс Регер (1873–1916) Te Deum op.59 N.12

Франсуа Куперен (1668–1733) Оффертуар из «Монастырской мессы»

Сезар Франк (1822–1890) Хорал N.2 си минор

Исполнитель:

Анна Юсупова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Вивальди. Времена года с Ауэр-квартетом

29 июля 2023, суббота, 20 часов

Вивальди. Времена года. Чудесный вечер в разгар петербургского лета в компании Антонио Вивальди и любимого публикой Ауэр-квартета. 

Времена года гениального рыжего аббата – самое популярное сочинение эпохи барокко. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Вивальди сегодня – проверенная временем классика, но для современников неистовый аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски, изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека. В цикле из четырёх скрипичных концертов множество смыслов: четыре времени года – четыре возраста жизни человека – четыре стороны света – четыре времени суток. А весь цикл «Времена года» – это путь человека от безмятежной юности, радости весеннего света к последним радостям зимы и закату бытия. Все это предопределило многовековую жизнь цикла как непревзойденного шедевра, который остается им и по сей день. Кроме легендарных Времен года, прозвучат лучшие сочинения Антонио Вивальди из его многочисленного наследия. Вивальди. 

Времена года с Ауэр-квартетом – подарите себе незабываемый вечер.

Программа:

Антонио Лучо Вивальди (1678–1741)
Цикл концертов «Времена года» для скрипки с оркестром в переложении для квартета:
Primavera RV 269 Allegro. Largo. Allegro
L’Estate RV 315 Allegro non molto. Adagio. Presto
L’Autunno RV 293 Allegro. Adagio molto. Allegro
L’Inverno RV 297 Allegro non molto. Largo. Allegro
Маленькая синфония соль мажор RV 146: I.Allegro II. Andante III. Presto
Концерт для двух скрипок ля минор (в переложении для струнного квартета) RV 522: I.  Allegro
Концерт для скрипки ля минор (в переложении для струнного квартета) RV 356: I. Allegro II. Largo III. Allegro
Концерт для скрипки соль мажор (в переложении для струнного квартета) RV 310:
I. Allegro II. Largo III. Allegro

Исполнители:АУЭР-КВАРТЕТ:

Элина Друх, скрипка, Сандра Патрикеева, скрипка, Надежда Чумовицкая, альт, Татьяна Тутынина, виолончель

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Бахианцы и монах-перфекционист»

30 июля 2023, воскресенье, 16 часов

Бахианцы и монах перфекционист — удивительный концерт Елены Малевой.

Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Великого Мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом. Крупнейший музыкальный авторитет своего времени, он в течение 30 лет занимал место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников.

Французский гость вечера — мастер рококо Луи Маршан. Музыкант служил органистом в многочисленных соборах Франции. По свидетельству современников, виртуозная игра Маршана отличалась смелостью исполнительского замысла и высочайшим искусством импровизации. Вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом.

«Себастьян Бах для меня — начало и конец всей музыки, на нём зиждется и основывается всякий истинный прогресс», — говорил убежденный бахианец Макс Регер. Именно он в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, он создал свыше 200 органных сочинений. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Премьера органной симфонии «Чернобыль» состоялась в Большом зале Московской консерватории и стала символическим реквиемом, запечатлевшим трагические события. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы ощутим безусловную связь с полифоническим баховским мышлением.

Еще один сюрприз вечера — монах-перфекционист. Францисканец Падре Давиде да Бергамо был одной из самых заметных фигур органной музыки начала XIX века. Он был настолько требователен к написанному, что многие сочинения уничтожал после нескольких исполнений, но несмотря на это, их осталось почти 2500! 

Бахианцы и монах перфекционист — приходите, наслаждайтесь, удивляйтесь!

Программа:

Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия соль минор BuxWV 148

Луи Маршан (1669–1732) Grand Dialogue

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ми мажор BWV 566

Макс Регер (1873–1916) Фантазия и фуга ре минор, op. 135b

Падре Давиде да Бергамо (1791–1863) Сонатина фа мажор

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Елена Малева, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.