22 июня 2023 года Комитет по культуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии на сцене Большого концертного зала «Октябрьский» представили проект «…И пусть поколения помнят…», посвященный Дню памяти и скорби. Режиссер и хореограф постановки – Владимир Романовский, музыкальный руководитель и дирижер – з.а. России Андрей Алексеев. Концерт вели н.а. России Николай Буров и з.а. России Елена Забродина.
Впервые в своей современной истории коллектив Санкт-Петербургского театра музкомедии выступил на сцене БКЗ «Октябрьский». И, предваряя подробности, скажем, что успех был полным и ошеломительным.
Начиная с того непреложного и очевидного факта, что зал был переполнен. Зрителями концерта, как указали организаторы в предваряющей мероприятие аннотации, стали участники Великой Отечественной войны, ветераны, жители, защитники и дети блокадного Ленинграда, труженики тыла, представители общественных организаций, участники СВО и их семьи. В записи трансляции, которую вел телеканал «Санкт-Петербург», и которая сейчас доступна на ресурсах канала: https://vk.com/video-23702661_456267305?t=22m50s , видно крупные планы зала. На них – живое свидетельство того, с каким вниманием и душевным подъемом петербуржцы смотрели и слушали этот одновременно и траурный, и праздничный концерт. Неоднократно на лицах слушателей были заметны слезы.
Не смогла удержаться от слез и артистка театра Наталья Савченко на словах «Алёшенька, сынок!», когда вдохновенно и пронзительно пела «Балладу о матери» Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева. Дважды зал вставал: первый раз во время исполнения «Вставай, страна огромная!», второй – в завершении концерта, когда все участники концерта пели «Поклонимся великим тем годам» Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова.
Оркестр музкомедии под управлением замечательного петербургского дирижера з.а. России Андрея Алексеева с честью выдержал испытание выходом из привычного стационара на столь большие подмостки. Звучание всех инструментальных групп было ярким, индивидуальным и искусно сбалансированным между собой, а также с солистами и хором.
Артистическое, балетное и вокальное мастерство солистов Музкомедии выше самых лестных оценок. Особенно приятно, что молодые артисты абсолютно искренне исполняли песни и танцевальные номера военного времени, написанные и спетые их «дедушками и бабушками». Приятно чувствовать связь поколений и осознавать, что когда мы уйдем, останутся люди, которые на эмоциональном уровне понимают наши ценности, наш язык.
Концерт наглядно подтвердил, что песенное искусство русских композиторов советского времени в годы Великой Отечественной войны достигло необычайной высоты, превзойдя, пожалуй, по силе и масштабу искусство русского романса и русские народные песни предшествовавших эпох. Соловьев-Седой, Александров, Френкель, Богословский и композиторы послевоенного времени – Мартынов, Пахмутова, Окуджава создали непререкаемые шедевры песенного жанра, сравнимые с эталонами стиля – песнями Шуберта и Шумана.
Совершенно оригинально легендарная «Темная ночь» прозвучала в исполнении восходящей звезды мировой оперной сцены солиста Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Григория Чернецова.
Сам спектакль композиционно был построен примерно также как «Ленинградская» Шостаковича. Сначала – картины мирной предвоенной жизни в виде театрализованного попурри на музыку «советского Моцарта» Исаака Дунаевского к довоенным фильмам, затем 22 июня – стихотворение Андрияновой-Сергеевой «Все на рассвете мирно спали» и «Священная война» Александрова, после этого военные сцены в хронологической исторической последовательности вплоть до «Майского вальса», в котором опоэтизировано освобождение Вены в 1945-м, поминальных «Журавлей» и «Поклонимся великим тем годам». Изюминкой концерта стали сцены из оперетт Музкомедии, которые шли на сцене в годы войны, включая матросский танец и терцет из героической комедии «Раскинулось море широко» — спектакля, созданного в 1942 году специально для театра.
Концерт закончился «Маршем энтузиастов» Дунаевского и долгой овацией переполненного зала.
Р.S. Театр музыкальной комедии – единственный коллектив, работавший в Ленинграде с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны. Жизнь театра не останавливалась: ежедневно, а иногда и дважды в день, шли спектакли, готовились премьеры. Для театра сохранять память о его военной истории – вопрос чести. Добрая традиция театра – проводить общедоступные концерты к памятным датам в январе и мае.
Фото предоставлены пресс-службой С-Пб Театра Музкомедии