7 июля 2023 Органный концерт «Бах, Фауст и метаморфозы Гласса»

8 июля 2023Органный концерт «Времена года с Вивальди и Чайковским»

21 июля 2023 Органный концерт «Во вселенных Баха»

22 июля 2023Органный концерт «Между мирами: органная музыка Германии и Франции»

Ссылка на покупку билетов: https://imayc.ru/place/rimsko-katolicheskij-sobor-uspeniya-presvyatoj-devy-marii/

Органный концерт «Бах, Фауст и метаморфозы Гласса»

7 июля 2023, пятница, 20:15

Бах, Фауст и метаморфозы Гласса — за органом новосибирская гостья органных вечеров на Ковенском Ольга Колесникова. Погрузиться в космос Баха, насладиться музыкой его великих предшественников, заглянуть в фантасмагорический мир Сати и окунуться в метаморфозы Глассса — да, все это возможно в компании Короля инструментов.

Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения великого мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Еще один старший современник Баха – Георг Муффат – в своем творчестве объединил итальянские и французские традиции. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии сделал его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.

В основе музыкального письма Пахельбеля и его современников лежали многочисленные секвенции, в процессе повторения приобретающие новые детали. В ХХ столетии этот принцип вернулся и стал именоваться минимализмом, в котором пишет и легендарный Филип Гласс. Всемирно признанному мастеру минимализма принадлежат культовые оперы «Сатьяграха», «Эйнштейн на пляже», множество популярных саундтреков к кино, в числе которых «Шоу Трумана», «Часы», «Иллюзионист», а также звуковое сопровождение к открытию Олимпийских игр! Ученик легендарных Нади Буланже и Рави Шанкара, он творил в максимально лаконичных и поражающих своими масштабами формах.

Французский эпизод концерта — музыка Луи Вьерна и Эрика Сати. Луи Вьерн – гений французского симфонического органа, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он, в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази джазовые созвучия. Изюминка концерта – исполненная на органе одна из Gnossienne Эрика Сати, цикла, написанного для фортепиано. Гносьены созданы в экзотических ладах без ключевых знаков, указания метра и тактовых черт. Название придумано самим Сати. Эксцентричный создатель «Трех пьес в форме груши», «Мечтающей рыбы» и «Бюрократической сонатины» высказывался столь колоритно и необычно, что навсегда вошел в историю искусств как одна из самых ярких и неординарных личностей.

Чешский композитор и органист Петр Эбен — один из крупнейших музыкантов ХХ века. На протяжении нескольких десятилетий он выступал с импровизациями на духовные темы в городах Европы. В 2002 году композитор записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом. Сюита «Фауст» для органа соло — пожалуй, единственный в своем роде органный вариант воплощения Фауст-темы в музыке. В 1976 году по заказу Венского Бургтеатра композитором была написана музыка к постановке «Фауста» Гете, а через четыре года он создал на этом материале сюиту для органа.

Бах, Фауст и метаморфозы Гласса — концерт, на котором вы точно не заскучаете!

Программа:

Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия в тоне А (ля) BuxWV 158
Георг Муффат (1653–1704) Токката Прима
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона фа минор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль минор BWV 542.
Хоральная прелюдия O, Mensch, bewein Dein Sünde groß (О, человек, оплачь свой тяжкий грех) 622

Луи Вьерн (1870–1937) Симфония N1: III Пастораль-VI Финал
Эрик Сати (1866–1925)  Gnossienne  N3
Петр Эбен (1929–2007) Вальпургиева ночь из сюиты «Фауст»
Филипп Гласс (1937*) Метаморфоза 

Исполнитель:

Ольга Колесникова, орган

Новосибирск

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Времена года с Вивальди и Чайковским»

8 июля 2023, суббота 20:15

Времена года — перемещаемся в разные сезоны и географические широты вместе с Вивальди и Чайковским.

Цикл из четырёх скрипичных концертов гениального солнечного итальянца Антонио Вивальди — наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии. Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека.

«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, — музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж.

Мекка всех органистов, Иоганн Себастьян Бах представлен знаменитой Токкатой и фугой ре минор, входящей в «топ 10» мирового органного репертуара. Французские гости вечера — гении симфонического органа Сезар Франк и Луи Вьерн. Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Цикл из Трех хоралов для большого органа по сей день вызывает непреходящий интерес у исследователей органной культуры. Не связанные с каноническими церковными песнопениями, хоралы представляют собой развернутые и захватывающие романтические поэмы, масштабные по своей по форме и замыслу. В музыкальной ткани шедевров удивительным образом переплелись барочная и романтическая традиции, проникновенный мелодизм и строгость полифонии.

Блестящий ученик Франка и Видора, Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов.

В палитру концерта органично вписаны два …Ave. Ave verum — удивительный по своему мелодизму мотет Моцарта и Ave Maria, созданная властелином танго Астором Пьяццоллой. В оригинале музыка создана для солирующего гобоя с оркестром для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудией Кардинале в главных ролях. Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria на стихи Роберто Бертоцци.

Времена года с Вивальди и Чайковским — музыкальное ЛЕТО ждет!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565

Антонио Вивальди (1678- 1741) Лето. Концерт №2 из цикла «Времена года» в 3-х частях ор. 8 6 Allegro non molto – Adagio – Presto (переложение для скрипки и органа)

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Ave verum corpus (транскрипция для органа соло Ференца Листа)

Сезар Франк (1822–1890) Хорал №3 для органа ля-минор FWV 40

Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) Апрель – Май – Июнь из цикла «Времена года» (переложение для скрипки и органа)

Луи Вьерн (1870–1937) Финал из органной симфонии №3 фа-диез минор ор. 28

Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria (переложение для скрипки и органа)

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

Вера Демченко, скрипка

Алла Морозова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Во вселенных Баха»

21 июля 2023, пятница, 20:15

Во вселенных с Баха – концерт Юлии Глазковой, который охватывает широчайший спектр органной музыки великого уроженца Германии.

Бах – планета, вселенная, океан. Его музыка востребована и актуальна во все времена. Композиторы самых разных стран в разные эпохи неизменно обращались к его творчеству, не только используя прямое цитирование, но и прибегая к самым дерзким и неожиданным экспериментам. На протяжении всей жизни Бах сохранил непроходящую любовь к органу, написав для него множество шедевров – от миниатюрных хоральных прелюдий до развернутых масштабных звуковых фресок. В репертуаре каждого органиста присутствие Баха непременно и обязательно. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре и названная Великой, поражает грандиозностью воплощения. Прелюдия и фуга ми минор написана Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736, во время его пребывания в Лейпциге. Сочинение часто называют «симфонией из двух частей для органа» в силу его масштабов.

В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. Органные обработки хоралов в эпоху барокко были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Четырехчастная Пастораль, созданная в веймарский период, написана в форме своеобразной сюиты, а ее медленная часть Ария столь совершенна, что часто исполняется как отдельный номер.

Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди – титаны, надолго забытые после окончания своего земного пути, две вершины удивительной эпохи барокко. В их творчестве своего апогея достигли достижения немецкой и итальянской музыки, накопленные предшественниками. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неистового аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Одну из таких транскрипций вы услышите в программе концерта.

Во вселенных Баха – лучшие сочинения мастера за один вечер!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543

Две Хоральные прелюдии из цикла «Шюблеровские хоралы»:

Wo soll ich fliehen hin BWV 646 (Куда мне убежать от тяготеющих над мной великих и бесчисленных грехов?)

Meine Seele erhebt den Herren BWV 648 (Моя душа взывает ко Господу)

Пастораль BWV 580

Прелюдия и фуга ми минор BWV 548

Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ре минор BWV 596 в трех частях: Allegro. Fuge – Grave e spiccato – Allegro

Исполнитель:

Юлия Глазкова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Римско-католический храм Успения Пресвятой Девы Марии

1-я Красноармейская 11, станция метро Технологический институт

Цикл концертов «Время органа»

Органный концерт «Между мирами: органная музыка Германии и Франции»

22 июля 2023, суббота 20:15

Между мирами: органная музыка Германии и Франции. Для вас играет Екатерина Иванова, белорусская гостья цикла музыкальных вечеров «Время органа».

Германия и Франция – две страны, где органное искусство в разные эпохи достигло своего апогея. В этот вечер пересекутся органные истории Баха и Букстехуде, герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского и не только. Бах, чьё мышление воистину космично, объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. Великий композитор и органист Дитрих Букстехуде, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, и по сей день они поражают богатством звучания. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Александр Гильман – выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки, в творчестве которого органные сонаты занимают особое место. Основная часть его органных сочинений собрана в 18 сборниках под названием «Пьесы в различных стилях».

Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия. Ученик Сен-Санса, органист церкви Святого Августина в Париже с 62-летним стажем, Эжен Жигу писал исключительно музыку для органа, как религиозного, так и светского характера. Помимо исполнительской и композиторской деятельности, был прекрасным педагогом. В 1885 году он основал свою органную школу, из которой вышли выдающиеся органисты-композиторы, в числе которых Форе, Руссель, Боэльман и другие. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа. Ханс Андре Штамм вот уже много десятилетий является одним из ярчайших музыкантов своего поколения. Им записано более двадцати альбомов с органной классикой и собственными оригинальными сочинениями. В игре органиста удивительным образом сочетаются немецкая основательность и истинно французская изысканность.

Между мирами — органные хиты Германии и Франции.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Синфония из кантаты Wir danken dir Gott, wir danken dir BWV 29

Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона ми минор BuxWV 160

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565

Air из оркестровой сюиты №3 BWV 1068

Концерт соль мажор BWV 592 (транскрипция скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского): II. Grave – III. Presto – IV. Grave – Presto

Шарль-Мари Видор (1844–1937) Токката из симфонии для органа №5 op. 42/1

Леон Боэльман (1862–1897) Молитва из «Готической сюиты» op.25

Эжен Жигу (1844–1925) Токката си минор

Александр Гильман (1837–1911) Соната для органа №1 ре минор op 42:

II. Пастораль – III. Финал

Исполнитель:

Екатерина Иванова, орган

Республика Беларусь

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.