VII ФЕСТИВАЛЬ КОЛОКОЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЗВОНЫ НАД СВИРЬЮ»

26 – 27 июля Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь В рамках Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки»

0
49

В Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре 26-27 июля при поддержке Президентского фонда культурных инициатив состоится VII фестиваль колокольного искусства «Звоны над Свирью», одно из крупнейших мероприятий по колокольному звону на Северо-Западе страны. Художественный руководитель фестиваля – протоиерей Димитрий Кулигин.

Фестиваль проходит в рамках Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки» и является одним из самых значимых его проектов. Целью проекта является возрождение и популяризация истоков православной музыкальной культуры, сохранение культурного и духовно-музыкального наследия России.

В этом году на фестиваль приедут звонари не только из разных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Петрозаводска, Екатеринбурга, Сортавалы, Пскова и др. городов), но и из Республики Беларусь, так что в этом году проект станет самым масштабным за всю его историю.

Среди многих участников хочется прежде всего назвать имя Владимира Кайчука – главного звонаря Всероссийского фестиваля “Истоки”, создателя и руководителя школы звонарей Владимирского собора Санкт-Петербурга. Имя этого мастера колокольного дела знают не только по всей России, но и за рубежом. Занимается он колокольными звонами более 30 лет и является участником множества колокольных фестивалей и других проектов самого высокого уровня. В “Звонах над Свирью” он участвует с момента создания фестиваля, являясь сподвижником кампанолога Сергея Старастенкова, которому и принадлежит идея этого проекта.

Ежегодно в фестивале в Александро-Свирском монастыре принимает участие школа звонарей Московского Данилова монастыря (Колокольный центр “Даниловский”) под руководством старшего звонаря Данилова монастыря иеродиакона Романа (Огрызкова). Мастерство даниловских звонарей всегда находилось на очень высоком уровне, что послужило причиной создание школы обучения звонарей каноническому церковному звону, истоки которой уходят в 1985 год. С тех пор эта школа выпустила немало высококвалифицированных специалистов по колокольному звону, многие из которых регулярно приезжают на Свирский фестиваль.

Впервые в проекте примут участие представители Республики Беларусь. Старший звонарь Свято-Покровского собора города Витебска диакон Георгий Коренман на колокольне уже более 15 лет. За это время он участвовал в более чем 15 международных фестивалях в разных регионах России и Беларуси («Московский Пасхальный», «Даниловские колокола», «Ростовское действо», «Перед Спасом», «Хрустальные Звоны», «Супрасль-2014», «Одигитрия», «Псковский» и др.), а также в различных кампанологических конференциях, выступая на них с докладами.

Помимо монастырских звонницы и колокольни звонари смогут поделиться своим мастерством на передвижной звоннице, которую организаторы специально привезут для этого проекта и на которой звонари фестиваля проведут мастер-классы по колокольному звону для гостей и паломников монастыря.

Кроме того, в целях духовно-патриотического воспитания в этом году в рамках фестиваля впервые будет организован палаточный лагерь “Братства православных следопытов”, куда приедут гости из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

На время проведения проекта ожидается приезд большой паломнической группы из Беларуси, а 27 июля на заключительные мероприятия “Звонов над Свирью” из Санкт-Петербурга будет организован автобусный тур, к которому могут присоединиться желающие попасть на одно из крупнейших мероприятий по колокольному звону на Северо-Западе страны.

История Фестиваля

Всероссийский фестиваль православных певческих традиций и колокольного звона “Истоки” проходит с 2020 года.

Целью проекта является возрождение и популяризация истоков православной музыкальной культуры, в первую очередь –  древнерусского пения, колокольного звона и каллиграфии. Проект направлен на сохранение культурного и духовно-музыкального наследия России, на популяризацию русской национальной музыкальной культуры и искусства.

Изначально фестиваль “Истоки” планировался как региональное 9-дневное мероприятие. Однако он тут же нашел горячий отклик у специалистов и любителей во многих городах России и за рубежом, поэтому в непростой ситуации, сложившейся во всем мире в  2020 году, вместо полутора недель он длился полтора месяца, в следующем году состоялось уже две его сессии — весенняя и осенняя, а с 2022 года его продолжительность составляет порядка 9 месяцев в году — начинается он через две недели после православной Пасхи, а заканчивается в последний месяц уходящего года — в декабре.

За 6 лет своего существования в рамках “Истоков” были созданы и поддержаны локальные проекты в различных регионах России.

Так, с 2020 года ежегодно проходят “Вечера древних распевов и колокольного звона в Гатчине”, которые стали поистине общегородскими мероприятиями.

С 2021 года Всероссийский фестиваль “Истоки” ежегодно организует концерты “Звоны над Оятью” и фестиваль “Звоны над Свирью” — проекты замечательного этнографа и кампанолога Сергея Старостенкова, который скончался в начале 2021 года и память которого бережно чтят, продолжая его дело.

В 2022 году была поддержана и реализована идея проведения “Дней византийской музыки” в Екатеринбурге и уже в следующем году на базе “Византийских дней” был создан и проведен фестиваль церковного искусства “«Истоки» в Екатеринбурге”, в 2024 году прошел Второй фестиваль “«Истоки» в Екатеринбурге”, который также длился целую неделю, а осенью 2025 года планируется провести III фестиваль церковного искусства “«Истоки» в Екатеринбурге”.

В 2023 и 2024 годах в рамках партнерских отношений организаторы “Истоков” обеспечивали устроение фестиваля колокольного звона “Благовест” в составе V и VI Международных фестивалей православной культуры и народного искусства “Традиции Святой Руси”.

В 2024 г. были организованы “Звоны над Псковом” — общегородское колокольное мероприятие, охватившее основные храмы древнего города.

В 2025 году впервые в Республике Карелия в рамках Всероссийского фестиваля организованы “Истоки. Звоны над Онего” — проект, имеющий хорошие перспективы стать ежегодным праздником.

Фестивальный проект плодотворно сотрудничает с санкт-петербургским композитором, профессором Санкт-Петербургской консерватории Евгением Петровым: в 2021 году в Санкт-Петербургской филармонии в рамках “Истоков” состоялась премьера его симфонии-кантаты “Монастыри Русского Севера”, в 2023 году фестиваль поддержал организацию первого исполнения в Санкт-Петербурге совместного крупного произведения Евгения Петрова и Екатерины Ивановой-Блиновой “Симфония псковских фресок. Высокий русский стиль”.

Научная деятельность.

Каждый год в рамках “Истоков” организуются конференции, круглые столы, семинары, мастер-классы, лекции.

Круглые столы: “Церковное пение: традиции и современность” (2020 г., совместно с Санкт-Петербургской консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова), “Дмитрий Сергеевич Лихачев и художественное наследие Древней Руси”, посвященный 115-летию со дня рождения академика (2021 г., совместно с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга), “«Всё мне позволено, но не всё полезно»: канон и творчество в церковном искусстве” (2021 г., совместно с СПбГБУК МЦБС им. М.Ю. Лермонтова);

научно-практическая конференция “Древнерусская культура в трудах академика А.М. Панченко”, приуроченная к 20-летию со дня кончины академика (2022 г.);

семинары — “Фониатрические аспекты речевого и певческого голоса в церковной традиции”, “Детский голос: сохранить и не навредить” (2021 г.) фониатра, оториноларинголога, кандидата медицинских наук Марии Исаевой;

лекции — по древнерусской гимнографии “Вместо мира песнь принесем Владыце” (2020 г.) кандидата искусствоведения Натальи Мосягиной, “Песнопения знаменного распева св. благ. вел. кн. Александру Невскому XVI-XVII вв.” (2021 г.) профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Татьяны Владышевской, “Мозаика как визуализация знаменной молитвы” (2021 г.) искусствоведа-эксперта Министерства культуры Наталии Пиценко, “Смысл христианского образа” (2021 г.) библиографа Ольги Гусевой, “О костюме в контексте православной традиции” (2021 г.) историка Татьяны Вальковой, “Искусство церковнославянской вязи в современном контексте” (2022 г.) кандидата философских наук Андрея Стульцева, “Пещное действо” (2023 г.) доктора искусствоведения, профессора Екатеринбургской консерватории Оксаны Шелудяковой;

мастер-классы — “Литургия знаменного распева” кандидата искусствоведения Татьяны Швец (2020 г.), “Вокальная механика в традиционной культуре” регента Екатерины Матвеевой (2020 г.), “Александр Невский в ранних памятниках иконографии” (2021 г.) художника Юлии Новоселовой, “Гласовое византийское пение” (2023 г.) регента Серафима Астахова, многочисленные мастер-классы в разных регионах России по каллиграфии — художника, иллюстратора, каллиграфа Маргариты Чувикиной, по фониатрии — кандидата медицинских наук, фониатра Марии Исаевой, по колокольному звону — старшего звонаря Владимирского собора Санкт-Петербурга Владимира Кайчука.

Издательская деятельность.

Каждый год по материалам очередного ежегодного проекта выпускается буклет. В рамках фестиваля также издается альманах “Истоки” — в июне 2025 года вышел его 4-й выпуск, а осенью 2025 года запланирован 5-й выпуск этого научно-публицистического сборника.

Проекты “Истоков” неоднократно получали грантовую поддержку — конкурса “Православная инициатива” (2020, 2022 гг.), Фонда президентских грантов (2021 г.), Президентского фонда культурных инициатив (2025 г.). Также среди партнеров, поддерживающих в разное время проекты, можно назвать также Международную общественную организацию “Императорское Православное Палестинское общество”, Благотворительный фонд И.И. Саввиди, Благотворительный фонд “Детская миссия”, МЦБС им. Лермонтова, Фонд “Наследие”, Уральский колокольный центр.

О фестивале, в рамках фестиваля и благодаря фестивалю “Истоки” были созданы фильмы — “Живая традиция” (2020 г.), “Преданье старины глубокой…” (2020 г.), “Тихвинский благовест” (2020 г.), “Мозаика фестиваля «Истоки»” (2021 г.), “Код древнерусской духовной музыки” (2023 г.). Кроме того, в видеоархиве фестиваля имеются многочисленные записи концертов, мастер-классов, лекций, богослужений, некоторые из которых являются уникальными (как, например, строчная литургия в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга — единственная подобная служба за всё время существования этого собора).

Организаторы Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона “Истоки”.

Художественный руководитель и председатель оргкомитета — протоиерей Димитрий Кулигин.

Автор идеи и организатор ежегодных “Мироносицких встреч” в Санкт-Петербурге (с 2006 г.) и Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона “Истоки” (с 2020 г.).

Является специалистом в области музыкального библейского инструментария, автор двух циклов радиопередач о музыкальных инструментах в Библии.

Выступал с докладами на различных международных и всероссийских мероприятиях, как то:

  • “Женщина в Церкви да молчит: некоторые аспекты женского молчания” на Международной научной конференции ученых, аспирантов, студентов и общественности «Новые вызовы современной цивилизации. Миротворческая роль женщин в современном мире», 22 апреля 2005 г.,
  • “Пути развития православной музыки в XXI в.” на XV Международных Рождественских образовательных чтениях, 2007 г.,
  • “Графическая молитва или же мнемоника?” на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях, 27 января 2010 г.,
  • “Церковное искусство: многообразие традиций и современное переосмысление” на круглом столе “Всё мне позволено, но не всё полезно”, 26 мая 2021 г.

Автор публикаций в различных печатных изданиях на тему духовной и светской музыки, библейских музыкальных инструментов, церковной жизни и светского общества, — в частности:

  • Эмиль Маль. Астрология и наука в искусстве конца средневековья. Предисловие, перевод и примечания свящ. Димитрия Кулигина (“Христианство и культура”, ИНЖЭКОН, 2002),
  • “Христианский или языческий праздник — масленица?” (газета «Православие и жизнь», №2 (47), 12 февраля 2004 г. С. 7.),
  • “Христианское мировоззрение Рихарда Вагнера: Мифы и реальность (опыт осмысления)” (Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки : альм. М., 2007. Вып. 3. С. 582-606.),
  • “И все-таки — путь к храму? Антиномии Тангейзера. К 200-летию со дня рождения Рихарда Вагнера” (Верующий разум. Журнал отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. №2(2)/2013. С. 38-57.),
  • “Знамя: от мнемоники — к «графической» молитве? (Верующий разум. Журнал отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. №2(4)/2014. С. 67-83.),
  • «Хвалите Его на псалтири и гуслях» (журнал “Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник”. Официальное издание Санкт-Петербургской митрополии. №11/2014. С. 20-23),
  • “Должно ли православному христианину быть современным?” (Православная газета. — Екатеринбург, №22(1063), 2 июня 2020),
  • “Умозрение в звуке: знаменное пение в современном контексте (ненаучные заметки)” (Церковное пение: традиции и современность. Материалы круглого стола в рамках Всероссийского фестиваля православных певческих традиций «Истоки» (26 мая 2020 г., Санкт-Петербург): сб. СПб, 2020. С. 5-12.),
  • “Симфония-кантата «Монастыри Русского Севера»” (отдельное издание, 2021).

Лауреат I степени V Международного фестиваля православной культуры и народного искусства “Традиции Святой Руси” (2022 г.). Награжден архиерейской грамотой еп. Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава (2019 г.), серебряной медалью св. первоверх. ап. Петра (2020 г.), медалью свв. Царственных страстотерпцев II степени (2024 г.), Благодарственным письмом митр. Екатеринбургским и Верхотурским Евгением (2024 г.), Благодарственным письмом комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам материнства, отцовства и детства (2025 г.), архиерейской грамотой митр. Петрозаводского и Карельского Константина (2025 г.).

Творческий директор — Маргарита Олеговна Чувикина.

Художник, дизайнер, иллюстратор, каллиграф.

Художник-иллюстратор книг, изданных в России и за рубежом: “Рождественские открытки” (Швеция, 2019 г.), “Сказки Андерсена” (Санкт-Петербург, 2020 г.), “Королева без солнца” (Франция, 2021 г.), “Таинственный сад” (Санкт-Петербург, 2022 г.), различные книги для издательств Московской Патриархии и Сретенского монастыря.

Ведущая лекций и мастер-классов по каллиграфии в различных городах России (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург…), на радио и телевидении.

Автор статей по каллиграфии и древнерусскому пению. Выступала с докладами на различных Международных форумах в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Лауреат I степени VI Международного фестиваля православной культуры и народного искусства “Традиции Святой Руси” (2023 г.). Награждена медалью свв. Царственных страстотерпцев III степени (2024 г.), Благодарственным письмом комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам материнства, отцовства и детства (2025 г.), архиерейской грамотой митр. Петрозаводского и Карельского Константина (2025 г.).

Официальный представитель в Москве — Мария Леонидовна Исаева.

Врач-оториноларинголог, фониатр, кандидат медицинских наук, научный сотрудник ФГБУ НМИЦ оториноларингологии ФМБА России, регент, создатель и руководитель ансамбля духовной музыки “Святой Пантелеимон”.

Фониатр телевизионных проектов «Голос», «Голос-Дети», «Главная сцена», театров «Практика», «Гоголь-центр», «Театр на Бронной», Театр Камбуровой, Театр им. Евгения Вахтангова.

Занимается исследованиями физиологических и акустических особенностей традиционных певческих стилей. Специализируется в лечении заболеваний голосового аппарата у профессионалов голоса: певцов, актеров, преподавателей и др.

Участник различных международных форумов в России и за рубежом, автор публикаций о фониатрии и оториноларингологии, популяризатор древнерусского певческого искусства, исполнительница духовных стихов. Неоднократно выступала на радио и телевидении.