2 октября 2020, пятница, 20:15
Цикл концертов «Время органа». К Международному дню музыки
ШЕСТвие через ШЕСТЬ веков: орган и дуэт арф. Гендель, Перселл, Пахельбель, Франк
Изысканный и яркий концерт, приуроченный ко Дню музыки, прозвучит в неспешном течении октябрьского вечера. Сочетание органа и дуэта арф в уникальной акустике храма. Необозримый спектр сочинений, охватывающий европейское музыкальное наследие шести веков. Сольный орган представит немецкую и французскую музыку эпохи барокко и романтизма, а композиции в исполнении дуэта арф продолжат линию музыкальной истории от XIX века до наших дней. Гении барокко Букстехуде и Пахельбель, Дакен и Гендель, великий романтик Франк. Констебл – легендарный исполнитель на кельтской арфе, директор и основатель оркестра из 24 кельтских арф! Знакомые и малоизвестные имена композиторов в уникальном творческом проекте ШЕСТвие через ШЕСТЬ веков. На музыкальное празднество вас приглашают органистка Яна Тромбинская и дуэт «Арфаграфия»: Анастасия Егорова (арфа) и Марина Аркан (арфа, флейта). Музыкальное путешествие по Европе всего за один вечер!
Исполнители:
Яна Тромбинская, орган
Дуэт «Арфаграфия»:
Анастасия Егорова, арфа
Марина Аркан, арфа, флейта
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)
3 октября 2020, суббота, 20:15
Цикл концертов «Время органа»
Осенние мечты под Вестминстерские колокола: голос&орган
Видор, Мендельсон, Регер
Осенние мечты под Вестминстерские колокола. Голос и орган. Лирические настроения и грезы в самом начале петербургского октября. Музыканты Ольга Самойленко и Елена Антипина приглашают вас на самый романтический вечер осеннего сезона и сулят полнейшее растворение в музыке Германии и Франции. Наряду со знаменитым вагнеровским циклом «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Вагнера, прозвучат шедевры Хуго Вольфа, австрийского композитора, сочинения которого ознаменовали высшую фазу развития немецкой романтической песни (Lied). Каждая из них наполнена особой энергетикой конкретного стихотворения, а цикл представляет широчайший спектр человеческих эмоций: от любовных переживаний и философских размышлений до откровенного гротеска. Фортепианная фактура заменена на органную, что придает музыке совсем иную тембровую окраску. Великий романтик, символический мост между веками Макс Регер, известный своим необъятным органным наследием, на сей раз будет представлен двумя песнями. Немецкий романтический орган предстанет во всем великолепии в Шестой сонате Мендельсона. Блестящий органист и импровизатор, он использовал их впоследствии при создании легендарного цикла из Шести сонат, каждая из которых отличается жанровым и стилистическим разнообразием. Так, в основе вариаций первой части Шестой Сонаты лежит тема «Отче наш», датируемая к XIV веком. Французский романтизм раскроется в сочинениях Жигу, Видора и Вьерна – истинных поэтов эры симфонического органа. Уникальный жанр органной симфонии, созданной Видором, нашел блестящее продолжение в творчестве его младшего современника Луи Вьерна. Под его самое популярное сочинение Вестминстерские колокола и завершится этот необыкновенный вечер.
Исполнители:
Елена Антипина, орган
Ольга Самойленко, сопрано
Санкт-Петербург
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)
9 октября 2020, пятница20:15
Цикл концертов «Время органа»
Октябрьская встреча: орган&клавесин. Бах, Майоне, Фробергер
Маргарита Еськина, московская гостья органных концертов в храме Успения Пресвятой Девы Марии, предстанет в двух ипостасях, в течение вечера переходя от органа к клавесину. Тщательно выстроенная драматургия концерта представляет органное творчество Баха в обрамлении клавесинных шедевров итальянских композиторов, которые прозвучат на клавесине-оттавино – реплике итальянского инструмента, предположительно принадлежавшего семье Медичи. Прозвучит одна из вершин баховского органного творчества, Токката, адажио и фуга до мажор, а также грандиозные циклы из токкат с фугами, в числе которых «Дорийская» и легендарная ре минорная. Клавесин представлен сочинениями Майоне, Габриэли и Фробергера. Асканио Майоне обучался музыке в неаполитанской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы у Джованни да Нолы. С 1593 до конца дней — первый органист в этой же церкви. С 1602 — второй, с 1614 до самой смерти — первый органист Королевской капеллы в Неаполе. Иоганн Яков Фробергер – немецкий композитор эпохи барокко, виртуозный клавесинист и органист. Один из самых известных композиторов эпохи, он внес большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. Благодаря многочисленным путешествиям, наладил творческое взаимодействие между Германией, Италией и Францией. Его работы изучали музыканты в XVII веке, в том числе такие композиторы, как Гендель и Бах, и даже Моцарт и Бетховен. Джованни Габриели – итальянский композитор, органист и педагог. Один из наиболее важных композиторов своего времени, он представляет вершину расцвета музыкального стиля Венецианской школы в начале эпохи Барокко. Октябрьская встреча органа и клавесина – присоединяйтесь!
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Маргарита Еськина, орган, клавесин
Москва
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)
10 октября 2020, суббота, 20:15
Цикл концертов «Время органа»
Скрипка&орган. Времена года – Времена любви. Осень. Вивальди, Чайковский
Круговорот времен года. Настроения, созвучные сезонам. Грезы зимы. Неспешные осенние прогулки. Весенние безумства. Торжество лета. И конечно же, Любовь, такая разная в разные времена года… Погрузитесь в неповторимую атмосферу эмоций, красок и ароматов в новом проекте Санкт-Петербургского концертного дуэта «Времена года – Времена любви», где соединились скрипка и орган. Очередной концерт цикла обеспечит полное погружение в ОСЕНЬ обоих полушарий всего за один вечер, благодаря мастерству и неиссякаемому воображению Санкт-Петербургского концертного дуэта – петербургских музыкантов Екатерины Маришкиной и Марка Таубе! Веселый сбор урожая и азарт охоты Вивальди, меланхолические грезы Чайковского, встреча с Феей Зимы Прокофьева. Завершающий осенний аккорд – Элегия Густава Хэгга. Осень в звуках.
Исполнители:
Санкт-Петербургский концертный дуэт
Заслуженный артист РФ Марк Таубе, скрипка
Лауреат международных конкурсов
Екатерина Маришкина, орган
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)
16 октября 2020, пятница, 20:15
Цикл концертов «Время органа»
Планетарный экспресс 2: Италия. Голос и орган. Вивальди, Альбинони, Бах
Сейчас наша жизнь особенно сложна и непредсказуема. Мир снова стал очень большим и недоступным, но в то же время очень тесным. Цикл концертов Планетарный экспресс приглашает вас в увлекательное путешествие по нашей Планете. Каждый раз, благодаря новому и неожиданному содружеству Его Величества Органа с самыми разнообразными инструментами, рожденными в разные века и в разных странах, – мы сможем совершить абсолютно уникальное путешествие. По России с гуслями и балалайкой, по Испании с гитарой, по Аргентине под голос бандонеона, по Шотландии в сопровождении волынки и вистла, а также незабываемые вояжи по Италии и Бельгии – странами рождения неотразимого саксофона. А еще вас ждут прогулки по Франции, Ирландии, Армении… Весь мир…нет, не в кармане, а в звуках музыки! Во второе путешествие этого фантастического маршрута, который пролегает через Италию, приглашают органистка Наталья Михайлова и квартет мандолин «Фейерверк». Страна невиданных красот, колыбель всех мыслимых искусств, эта страна дала миру Данте и Петрарку, Леонардо да Винчи и Боттичелли, Вивальди и Верди…и… многих других гениев. Известные и любимые петербургской публикой музыканты, органистка Наталья Михайлова и квартет мандолин «Фейерверк» приглашают совершить головокружительный вояж в несусветную эпоху Барокко. Вершина этого стиля на его исторической родине, в Италии, – Антонио Вивальди, эксцентричный рыжий падре, чья гениальная музыка необыкновенно популярна в наши дни. Прозвучит его страстная Фолия и струнный концерт в транскрипции для квартета мандолин в сопровождении органа, а также баховская транскрипция одного из самых популярных инструментальных концертов великого венецианца. Красочную картину великолепной Италии дополнят сочинения Корелли и Альбинони.
Исполнители:
Наталья Михайлова, орган
Квартет мандолин «Фейерверк»:
Екатерина Забайрачная, мандолина
Алина Мухаматуллина, мандолина
Татьяна Шеина, мандола
Никита Яковлев, мандочелло
Санкт-Петербург
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)
17 октября 2020, суббота, 20:15
Цикл концертов «Время органа»
Органный концерт «Окно в Европу». Бах, Шарпантье, Вивальди, Брамс
Программа «Окно в Европу» яркой и харизматичной московской органистки Анастасии Черток представляет широчайший спектр западной музыкальной культуры Европы. Прозвучат сочинения композиторов эпох барокко и романтизма, а также музыка авторов XX столетия четырех европейских держав: Германии, Франции, Англии и Италии. Легендарная Токката и фуга ре минор Баха предстанет в соседстве с хоральными обработками. Брамс однажды сказал: «Если бы вся музыкальная литература — Бетховен, Шуберт, Шуман — исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха — я был бы безутешен». Влияние Иоганна Себастьяна явственно ощущается во всем органном творчестве Брамса, одна из Прелюдий с фугой которого прозвучит в концерте. Неповторимо очарование старой — новой Англии. Изысканная, благородная, но в то жеисполненная мощной энергетики музыка туманного Альбиона всегда отличалась и отличается от музыки европейских стран-соседок. Прозвучат сочинения мастера позднего барокко Джона Стэнли и виртуозные вариации на тему Паганини Джорджа Талбена Болла, написанные для органной педали соло. Французская линия концерта представлена творчеством композитора из династии Шарпантье – Жана-Жака Боварле-Шарпантье, композитора, клавесиниста и одного из самых знаменитых органистов своего времени. Французский симфонический орган раскроется во всем великолепии в сочинении Сезара Франка. И, наконец, Италия. Балдассаре Галуппи, сыгравший заметную роль в музыкальной жизни не только Италии, но и других стран, особенно – России. «Зима» из Времен года Вивальди прозвучит в авторской версии Анастасии Черток, обретя на органе новые тембровые находки. Концерт завершится Симфоническим этюдом Марко Энрико Босси, композитора, органиста и педагога, автора органных сочинений, месс, двух Реквиемов, симфонических поэм, камерной музыки. Окно в Европу открыто – найдите время заглянуть в него!
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Анастасия Черток, орган
Москва
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)
23 октября 2020, пятница, 20:15
Цикл концертов «Время органа»
Органные легенды Германии. Бах, Эберлин, Райнбергер
В концерте одной из самых известных органисток старшего поколения Регины Каменщиковой будет продемонстрировано все стилистическое и тембровое богатство Короля инструментов в контексте Германии. Энциклопедия органной Германии от барокко до романтизма, кроме хорошо известных композиторов, откроет и практически неведомые публике страницы. Мекка всех органистов, Бах, представлен во всех жанрах – от хоральных обработок, в которых он достиг абсолютного и непререкаемого совершенства, до грандиозных, космичных по философской глубине и языку высказывания циклов из Прелюдий с фугами. Иоганн Эрнст Эберлин почти неизвестен в России. Немецкий композитор и органист, творчество которого высоко оценивал Леопольд Моцарт. При жизни Эберлина были напечатаны только его Девять токкат и фуг для органа. Одна из этих фуг (ми минор) долгое время приписывалась Баху. Романтический срез концерта – творчество Йозефа Габриэля Райнбергера. Его наследие охватывает самые разнообразные жанры. Композитор умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, он был верен самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал непревзойденные по своей мелодичности шедевры. Неожиданное обращение к Италии – оригинальное завершение «немецкого» вечера. Улисс Маттеи, итальянский органист и композитор, был одним из самых известных органистов своего времени, выступив более, чем с 500 концертами в Европе и Америке. В его творческом наследии – множество светских и церковных пьес для органа. Органные легенды Германии – энциклопедия немецкой органной истории.
Исполнитель:
Регина Каменщикова, орган
Санкт-Петербург
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)
24 октября 2020, суббота, 20:15
Цикл концертов «Время органа»
Романтический октябрь: голос&орган. Бах, Лист, Райнбергер, Дюбуа
Романтический октябрь: Германия-Франция. Голос и орган в неповторимой ауре петербургской осени. Гости из Германии Йозеф Мильчитцки и Сюзанна Ютц-Мильчитцки дарят вам гениальную музыку двух самых органных стан – Германии и Франции. Германия представлена именами малоизвестных в России Иоганна Кристиана Генриха Ринка, Йозефа Габриэля Райнбергера и более известного Карла Филиппа Эммануила Баха. Ринк, чье 250-летие отмечается в этом году, – приемник баховских традиций, воспитанник ученика великого лейпцигского кантора Иоганна Киттеля. Основные сочинения Ринка адресованы органу, хотя его наследие включает вокальную, камерную и клавирную музыку. Имя Йозефа Габриэля Райнбергера неразрывно связано с жизнью Мюнхена второй половины XIX века. Уже в возрасте двенадцати лет, в 1851 году, он начал обучение в Мюнхенской консерватории. На протяжении последующих 50 лет Райнбергер во многом определял музыкальную жизнь города, будучи органистом центральных храмов, придворным капельмейстером, профессором консерватории и весьма плодовитым композитором. В своих сочинениях Райнбергер придерживается органных традиций Мендельсона и учителя всех органистов – Иоганна Себастьяна Баха. Во второй половине ХХ века музыка Райнбергера подверглась забвению, но в наши дни переживает подлинный ренессанс. Из четырех сыновей-композиторов великого Иоганна Себастьяна Баха его второй сын Карл Филипп Эммануил, сделал самую удачную карьеру и оставил обширное музыкальное наследие. Он был знаменит и востребован при жизни. Именно о нем Моцарт сказал: «Он – отец, мы – дети». Французская линия концерта представлена сочинениями композиторов эры симфонического органа. Это Николя Жак Лемменс, Теодор Дубуа, и Луи Вьерн. Особого внимания заслуживают органные транскрипции популярных сочинений Лассо и Моцарта, мастерски сделанные гениальной рукой Ференца Листа.
Исполнители:
Йозеф Мильчитцки, орган
Сюзанна Ютц-Мильчитцки, сопрано
Германия
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)
30 октября 2020, пятница, 20:15
Цикл концертов «Время органа»
Органный концерт Фигуры времени
Бах ,Моцарт, Сустек, Колесов
Что такое время? Точного ответа не знает никто, да мы особо и не озадачиваемся этим явлением, просто…живем в нем. Какое оно, общее для всех или каждый ощущает его по-своему? Оно когда-то появилось или существовало всегда? Музыка отражает время наиболее понятно. Ритм и мелодия, название, история создания, и, наконец, рекомендации композитора-создателя. Тем не менее, нет ни одного музыкального опуса, где не было бы ритма времени. Поиграть со временем приглашает талантливый петербургский органист Егор Колесов, хорошо известный своими оригинальными программами и нестандартными идеями. Фигуры времени – название концерту дало сочинение нашего современника Доминика Сустека. Немецкий композитор, органист и педагог Доминик Сустек родился в 1977 году. Он хорошо известен как организатор концертов новой музыки, ежегодных фестивалей современной органной музыки, на которых регулярно выступают Зигмонд Сатмари, Андреас Иаков и другие знаменитые органисты и композиторы. Композиция Zeitfiguren (Фигуры времени) была создана для органа Санднер Католической церкви Посещения Девы Марии в Варбурге. «Время течет, тает, и все же оно стоит. Оно растворяется в энергии и может быть измерено только счётом. Благодаря медитации время становится чрезвычайно сильным, разрываясь, как ваше собственное сердцебиение. В этой пьесе оно преследует себя, становится мимолетным и проходит, как будто его никогда не существовало» – комментирует композитор свое сочинение. В Синфонии из Кантаты Баха встречаются ДВА разных времени, так как она представлена в органной транскрипции великого француза Марселя Дюпре, творившего в XX столетии. Дюпре много концертировал и знаменит в первую очередь своим исполнением органной музыки. Среди прочего, в 1920 и 1921 годах он дал две серии по десять концертов, включавших все органные произведения Баха, при этом исполнил их наизусть! Как течет время в сочинениях Дюпре, а также носителя петербургской композиторской школы Христофора Кушнарева и Александра Мозелера, немецкого органиста, пианиста и композитора, автора 84 музыкальных сочинений, чья музыка исполняется во всем мире, – вам предстоит разобраться самостоятельно. Ну, а самое интересное еще впереди. Вас ждет встреча с сочинением самого Егора Колесова – автора идеи и исполнителя всей этой необыкновенной органно-временнОй затеи. «Трио в русском стиле» является необычным для органной музыки синтезом старинной музыкальной формы трио и русского песенного стиля. Фигуры времени – шаг в непостижимое.
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Егор Колесов, орган
Санкт-Петербург
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)
31 октября 2020, суббота, 20:15
Цикл концертов «Время органа»
Голоc&орган. Великолепие Европы – от барокко до романтизма
Бах, Вивальди, Брамс, Франк
Конец октября, самого пышного месяца осени. Последние всплески листвы и печальная краса почти предзимнего Петербурга. Известная органистка Анна Калинкина в ансамбле с вокалистками Натальей Михалевой и Людмилой Шкиртиль развеют осеннюю печаль, наполнив этот незабываемый вечер звучанием светских и церковных арий Генделя и Баха, Перголези и Скарлатти, Вивальди и Нидермейера. Яркий и непредсказуемый мир Барокко и безудержный поток Романтизма. Неповторимое сочетание голоса с органом в потрясающей акустике вечернего храма. Сольный орган представлен сочинениями немецких и французских мастеров. Франц Тундер – немецкий композитор и органист эпохи среднего барокко. Мост между ранним немецким барокко, черпавшем вдохновение в венецианском стиле и высоким барокко, достигшем апогея в творчестве Баха. Бах в этом концерте встретится с Вивальди в своей гениальной органной транскрипции одного из инструментальных концертов неистового венецианца. Романтическую линию концерта продолжит Брамс, в творчестве которого объединились самые разные традиции немецкой композиторской школы. Йозеф Габриэль Райнбергер – композитор, чье творчество простерлось в самых разнообразных жанрах. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал непревзойденные по своей мелодичности шедевры. Французская нота концерта – обращение к творчеству великого поэта симфонического органа – Сезара Франка.
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Наталья Михалёва, сопрано
Людмила Шкиртиль, меццо-сопрано
Анна Калинкина, орган
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)