Органный концерт «Во вселенных Баха»

14 мая 2023, воскресенье, 16:00 Римско-католический храм Матери Божией Лурдской

0
322

Во вселенных Баха — в концерте известнейшей петербургской органистки Лилии Кузнецовой прозвучат сочинения великого мастера, охватывающие разные жанры и периоды его космического творчества.

В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор. Токката и фуга ре минор BWV 538, «Дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций неистового венецианца.

Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, — делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи Иоганн Себастьян Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Далеко не все эти шедевры вошли в пять, сборников, сформированных самим автором. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати обработок хоралов. В сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно как «18 лейпцигских хоралов».

Во вселенных Баха — путешествие в бесконечность.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542

Трио-соната до минор BWV 526: Vivace – Largo – Allegro

Прелюдия и фуга ля минор BWV 543

Хоральная обработка Von Gott will ich nicht lassen (Я не оставлю Бога)
BWV 658 из цикла 18 Лейпцигских хоральных обработок

Токката и фуга ре минор (Дорийская) BWV 538

Хоральная обработка Nun komm, der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель)
BWV 659 из цикла 18 Лейпцигских хоральных обработок

Пассакалия и фуга до минор BWV 582

Исполнитель:

Лилия Кузнецова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.