Органные воскресенья в монастыре францисканцев — Июль 2023

0
548

Ссылка на покупку билетов: https://imayc.ru/place/hram-svyatogo-antoniya-chudotvorcza/

2 июля 2023Органный концерт «Органные истории Европы»

9 июля 2023Песни Средневековья в монастырском дворике

16 июля 2023Органный концерт «На музыкальном Олимпе: Бах и Вивальди»

23 июля 2023 — Концерт «Времена года и мировые хиты» в монастырском дворике

30 июля 2023 — Органный концерт «Король рококо и подражание Баху»

Органный концерт «Органные истории Европы»

2 июля 2023, воскресенье, 16 часов

Органные истории Европы — в удивительный музыкальный вояж с остановками в Германии, Франции и Италии приглашает Сергей Буслов. Хотите прогуляться в незабываемом обществе Баха и Вивальди, Куперена и Франка?

Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге, 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Иоганн Себастьян неоднократно обращался к си минору при создании сочинений, повествующих о драматических событиях.

Две вершины эпохи барокко – Германии и Италии. Два гения-небожителя незаслуженно и надолго забытые.  Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! 

Французская линия концерта ведет нас из чудесной эпохи рококо в бушующий мир симфонического органа. Франсуа Куперен — непревзойдённый мастер рококо, ещё при жизни получивший титул «Великий». Основу творческого наследия Куперена, родившегося в семье с вековыми музыкальными традициями, составляют сочинения для клавесина: это более 250 пьес, изданных в четырех сборниках. Изысканно выписанные кружева рококо отличаются безупречностью вкуса и новизной тембров. Богатство фантазии композитора воплотилось в его программных пьесах, имеющих самую разную направленность: портретную, пейзажную, жанровую. Важная часть наследия Куперена – его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных исследователей, на них учился сам Иоганн Себастьян Бах. Наделенный редким исполнительским даром глава французской романтической органной школы Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году бытия Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Жан Арист Ален объединил в своих сочинениях самые разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана.

Органные истории Европы — присоединяйтесь к захватывающему вояжу!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544
Франсуа Куперен (1668–1733) Tierсе en Taille
Жан Арист Ален (1911–1940) Фантазия №2 (1936)
Сезар Франк (1822–1890) Хорал №1 для органа ми мажор FWV 38
Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт для органа №2 ля минор BWV 593: I. Allegro – Adagio – Allegro

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Сергей Буслов, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Песни Средневековья в монастырском дворике

9 июля 2023, воскресенье, 16 часов

Средневековые хиты в монастырском дворике – концерт участников уникального ансамбля старинной музыки Retrouvé в атмосферном, благоухающем цветами дворике единственного в Петербурге католического монастыря.

В программе: музыка европейского Средневековья XII — XV веков, от мелодичных испанских кантиг на галисийско-португальском языке, танцевальных баллат на староитальянском до мистических песнопений северных монастырей и ранних инструментальных импровизаций.

Программа концерта:

O virtus Sapientie (Hildegard von Bingen)

Alleluia! O virga mediatrix (Hildegard von Bingen)

O quam mirabilis (Hildegard von Bingen)

O spectabiles viri (Hildegard von Bingen)

Rosa das Rosas (Cantiga de Santa Maria 10)

Sen calar nen tardar (Cantiga de Santa Maria 380)

I’vo’ bene (Gherardello da Firenze)

Lucente Stella (Codex Rossi)

Constantia (Codex Faenza)

Biance flour (Codex Faenza)

Lamento di Tristano (Codex Lo)

Trotto (Codex Lo)

Salterello II (Codex Lo)

Ghaetta (Codex Lo)

Tre fontane (Codex Lo)

[Hildegard von Bingen – Хильдегарда Бингенская, XII век; Cantigas de Santa Maria – Кантиги о Святой Марии, XIII век; Trecento – Итальянская музыка XIV–XV веков (Codex Lo, Codex Faenza, Codex Rossi]

Исполнители:

Ансамбль Retrouvé:

Ирина Дуброва – вокал, псалтериум

Женя Смирнова – дульцимер, флейты

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «На музыкальном Олимпе: Бах и Вивальди»

16 июля 2023, воскресенье, 16 часов

На музыкальном Олимпе: Бах и Вивальди. Любимая публикой петербургская органистка Алие Абдурашитова будет сопровождать вас во время незабываемой встречи с двумя гениями эпохи барокко.

Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. А вот авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается. Да, это знаменитая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, Бах создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления. Многие из хоральных обработок живут в наши дни абсолютно самостоятельной жизнью, как например, прелюдия фа минор, ставшая широко известной после выхода на экраны «Соляриса» Андрея Тарковского.

Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Восхищавшийся творчеством Вивальди Бах создал целую череду гениальных органных транскрипций концертов неугомонного аббата для струнного оркестра, которые прочно укоренились в репертуаре органистов и вызывают неизменное восхищение публики. Концерт для струнных ре минор – один из самых популярных из них. Символический постскриптум вечера – Фантазия «БахОрама» нашего современника Наджи Хакима, французского композитора и органиста ливанского происхождения, ученика Жана Лангле и преемника Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже, – построена на самых известных мотивах великого немца.

Герои музыкального Олимпа ждут вас!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565

Хоральные прелюдии: Komm heiliger Geist BWV 652

Nun komm, der Heiden Heiland BWV 661, 659

Ich ruf zu dir BWV 639

Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ре минор BWV 594: I. Allegro – Grave – Fuga-Largo e spiccato – Allegro

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Алие Абдурашитова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Концерт «Времена года и мировые хиты» в монастырском дворике

23 июля 2023, воскресенье, 16 часов

Двор храма католического францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца

Времена года и мировые хиты концерт потрясающего ансамбля Flute Masters в атмосферном, благоухающем цветами дворике единственного в Петербурге католического монастыря. 

Лучшие сочинения блистательной эпохи барокко. Вивальди и Гендель, Пахельбель и Телеман. «Времена года» гениального рыжего аббата – самое популярное сочинение эпохи барокко, прошедшее проверку временем. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Аллилуйя из «Мессии» Генделя и Канон Пахельбеля – настоящие хиты эпохи барокко. Яркие акценты концерта – опусы Телемана, одного из самых успешных композиторов своего времени, а также Моцарта и Кулау, автора, писавшего в самых разнообразных жанрах, чьё музыкальное наследие воистину необъятно. Сюрприз вечера оригинальнейший квартет одного из самых выдающихся композиторов русского зарубежья Александра Черепнина. Феерический финал музыкального действа – фрагменты из «Щелкунчика» Чайковского и знаменитой сюиты Грига «Пер-Гюнт».

Времена года года и мировые хиты праздник звука в монастырском дворике.

Программа:

Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Аллилуйя (из оратории Мессия)

Антонио Вивальди (1678–1741) Весна (Времена года)

Иоганн Пахельбель (1653–1706) Канон и Жига

Георг Филипп Телеман (1681–1767) Концерт C-dur: I. Grave II. Allegro III. Adagio IV. Vivace

Фридрих Кулау (1786–1832) Квартет Ор.103: I. Andante II. Scherzo III. Adagio IV. Rondo

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Увертюра из оперы «Волшебная флейта»

Александр Черепнин (1899–1977) Квартет Op.60: В церкви, Родители надеются на своих детей, На кухне

Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) Танец пастушков из балета «Щелкунчик»

Эдвард Григ (1843–1907) Сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»: Утро, Танец Анитры, В пещере горного короля.

Исполнители:

Ансамбль Flute masters,

художественный руководитель Олег Батаев

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Органный концерт «Король рококо и подражание Баху»

30 июля 2023, воскресенье, 16 часов

Король рококо и подражание Баху — за органом Мария Коронова. Хотите услышать океан Вселенной самого великого органного творца, познать изыски галантной эпохи и заглянуть вместе с солнечным бликом в витражи французского собора? Бах и Куперен, Видор и Хаким ждут вас.

Исполненная скорби и трагизма баховская Прелюдия и фуга си минор впервые была исполнена в церкви Святого Павла в Лейпциге самим автором на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Иоганн Себастьян неоднократно обращался к си минору, «официальной» скорбной тональности того времени, при создании сочинений, повествующих о драматических событиях. Немецкая органная тема продолжится одной из сонат Риттера. Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба.

Органная Франция представлена во всей полноте своих многовековых традиций — от галантной эпохи до наших дней. Король рококо Франсуа Куперен, еще при жизни получивший титул «Великий», — представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Он стал непревзойденным мастером клавесина и органа не только по количеству, но и по качеству написанного. Им написано две органные мессы — Приходская и Монастырская. Внутри органной мессы, согласно французской традиции, пьесы назывались или по первой строчке песнопения или по регистровке, которая стала определять особенности системы органных жанров во французской музыке того времени. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Фантазия «БахОрама» нашего современника Наджи Хакима, французского композитора и органиста ливанского происхождения, ученика Жана Лангле и преемника Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже, построена на самых известных мотивах великого немца.

Король рококо и подражание Баху — лучшие страницы большой органной КНИГИ!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544

Франсуа Куперен (1668–1733) Offertoire sur les Grands Jeux (Messe pour les Paroisses)

Шарль-Мари Видор (1844–1937) Симфония №6 соль-минор op.42/2: II. Adagio

Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната №3 ля-минор op. 23

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Мария Коронова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.