«Три ноль в нашу пользу против петербургской погоды! Теперь уже можно так сказать, – таким словами солнцеподобный маэстро Фабио приветствовал публику на площади возле Морского Свято-Никольского собора Кронштадта, собравшуюся, чтобы послушать изысканный, как выяснилось в процессе, оперный раритет немецкого романтика, уроженца прусской столицы Альберта Лорцинга (1801-1851) «Царь и плотник» («Zar und Zimmermann») (Ляйпциг, 1837).
Капризное петербургское небо и впрямь милостиво благоприятствовало исполнителям и слушателям, предоставляя также и солнцу наблюдать за оперной сценой. Жарко тоже не было – благодаря вечернему часу и легкому морскому ветерку.
От музыки «какого-то» Лорцинга многого не ждали, поэтому ее подлинные мелодические красоты и мягкий добрый юмор оказались для меломанов неожиданным подаркам. Так же как и ожидаемое высочайшее качество исполнения маленького шедевра оркестром «Северная Симфония» под управлением маэстро Мастранджело и блистательными солистами, среди которых особенно выделялся изящный мариинский тенор Дмитрий Колеушко в роли французского посланника, пленивший публику не только мастерским пением, но и задорным актерством. Ну и, конечно же, шквал аплодисментов сопровождал каждый выход солистки «Мюзик-Холла» Татьяны Визир в роли влюбленной племянницы бургомистра Мари. Балет театра дополнил триумф оркестра, хора и солистов, сорвав овацию чечеткой в деревянных голландских сабо.
Изящно поседевший и очень похожий на Жана-Поля Бельмондо в соответствующем возрасте немецкий театральный режиссер Ханс-Йоахим Фрай откровенно торжествовал. Да, это был его день. Точнее, вечер.
Справка. Постановка редко исполняемой, раритетной оперы Альберта Лорцинга «Царь и плотник» — специальный гость фестиваля. Проект был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Опера была представлена зрителям в среду
20 июля в Кронштадте на Якорной площади перед Морским Никольским собором.
Одной из важнейших дат 2022 года является 350-летие
со дня рождения Петра I, великого реформатора, основателя
Санкт-Петербурга. Постановка оперы «Царь и плотник» в формате open air
в Кронштадте на Якорной площади, вмещающей до 20 000 человек, стала знаковым событием не только в череде юбилейных мероприятий, но и во всей культурной жизни Петербурга и России. Оперный шедевр, созданный выдающимся мастером, ярким представителем немецкой романтической школы Альбертом Лорцингом, по праву считается одним из лучших образцов своего жанра XIX столетия. Это первое обращение к образу русского царя на Западе, использующее в качестве сюжетной канвы подлинный эпизод
из биографии Петра – его пребывание incognito в Голландии в качестве ученика на судостроительной верфи.
Пьеса, построенная по принципу зингшпиля, насыщена остроумными диалогами, рельефными характерами, среди которых буффонный бургомистр, лирическая любовная пара, величественный и мудрый Пётр. Неожиданное публичное явление молодого царя – весёлая развязка интриги. Следуя сюжету оперы, её показ осуществлен постановщиками в Кронштадте, построенном Петром на острове в Финском заливе близ Петербурга – месте, где зарождалось кораблестроительство и судоходство.
Оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония», музыкальный руководитель и дирижер Фабио Мастранджело, режиссер-постановщик – художественный руководитель Фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай, художник – Петр Окунев. Хор и балет театра «Мюзик-Холл». Солисты – Пётр Первый – Кирилл Жаровин (Мариинский театр), бургомистр Саардама – Денис Беганский (Михайловский театр), Пётр Иванов – Артем Мелихов (Мариинский театр), Мари – Татьяна Визир (театр «Мюзик-Холл»), французский посланник – Дмитрий Колеушко и другие.
Вячеслав КОЧНОВ, Елена КИРИЛЛОВА, фото: Вячеслав КОЧНОВ