Цикл концертов «Органные истории Старого города» — ноябрь 2022

0
414

Ссылка на покупку билетов: https://imayc.ru/place/hramsvyatogo-stanislava/

4 ноября 2021, пятница, 19:30

Орган и саксофон: Путешествие по лунной реке – от Баха до Манчини

Путешествие по лунной реке: от Баха до Манчини. Саксофон и орган. Известная петербургская органистка Екатерина Маришкина и виртуозный саксофонист Константин Андреев представят креативную, полную неожиданных поворотов программу. О безграничных возможностях органа известно давно, а чем может поразить саксофон? Фактически он может исполнить всё — от джаза до академической музыки, начиная с раннего барокко и до наших дней. На саксофоне в ансамбле с органом прозвучит виртуозное каприччио на тему Паганини Григория Калинковича и ярчайшая Греческая сюита выдающегося испанского саксофониста и композитора Педро Итурральде, а также хит Генри Манчини Moonriver, написанный в 1961 году, и исполненный Одри Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани». Песня получила «Оскар» и две премии «Грэмми. Изюминка вечера — прелюдия из знаменитой сюиты для виолончели соло Иоганна Себастьяна Баха в транскрипции для саксофона.

Орган представлен во всем многообразии своих возможностей. Известно ли вам, что создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, писал для Короля инструментов? Органное творчество Александра Глазунова неразрывно связано с французской традицией, но в то же время перекликается с баховскими принципами. Праздничный гимн редко исполняемого в России шведского композитора и органиста Густава Хэгга — яркий блик ноябрьского вечера. Медитация Олега Янченко, патриарха российской органной школы, на тему итальянского композитора Лоренцо Перози — эхо позднеромантической традиции.

Путешествие по лунной реке ждет вас!

Исполнители:

Андрей Константинов, саксофон

Екатерина Маришкина, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

11 ноября 2021, пятница, 19:30

Органный концерт «Бах и подражание старым мастерам»

Бах и подражание старым мастерам — концерт петербургской органистки Анны Кирилловой, в котором пересекутся времена, и встретятся многочисленные композиторы разных стран – от Баха до Таривердиева.

Прелюдия и фуга ре мажор создана Иоганном Себастьяном в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.

В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно.

Тема хоральных прелюдий продолжится обращением к творчеству короля саундтреков Микаэла Таривердиева, музыку которого мы знаем наизусть. Известно ли вам, что этим удивительным композитором написано множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя? Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» – виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко.

Французская линия концерта — музыка Николя де Гриньи, чье творчество представляет собой одну из вершин французской органной традиции XVII столетия. Воспитанник Парижской консерватории Морис Дюрюфле занимался под руководством таких органных гениев, как Луи Вьерн и Шарль Турнемир. Его по праву называют одним из последних выдающихся представителей основанной Сезаром Франком и Шарлем-Мари Видором французской органной школы. Памяти талантливейшего композитора и органиста Жана Алена, трагически погибшего в возрасте 29 лет во время Второй мировой войны, посвящен цикл Прелюдия и фуга на тему Alain. В прелюдии заключен шифр фамилии композитора, а также основной мотив «Литаний» Алена.

Бах и подражание старым мастерам — немного волшебства на склоне петербургской осени.

Исполнитель:

Анна Кириллова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

18 ноября 2021, пятница, 19:30

Органный концерт «Фантазии на темы Баха»

Фантазии на темы Баха — концерт харизматичной органистки Марии Короновой. Бах — вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов.  Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор, сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении.

Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Иоганн Себастьян вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойденный виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Как и у Баха, их шесть. В них переплетены и церковные хоралы, и фуги, и фантазии, и вариации, а число частей варьируется от двух до четырех.

Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба. Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине католической церкви.  «Бог среди нас» – апофеоз цикла из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне». Баховская тема завершит вечер самобытным сочинением «БахОрама» нашего современника Наджи Хакима.

Фантазии на темы Баха — ощутите связь времен.

Программа:

Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката фа мажор BuxWV156

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544

Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната N 6 ре минор ор. 65/6:

I. Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto II Fuga: Sostenuto e legato III Finale: Andante

Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната №3 ля-минор, op. 23

Франц Данкзагмюллер (1969*) Кантио

Оливье Мессиан (1908–1992) La Nativité: – IX. Dieu parmi nous (Бог среди нас из цикла «Рождество Христово»)

Наджи Хаким (1955*) Бахорама (Фантазия на темы Баха)

Исполнитель:

Мария Коронова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

25 ноября 2021, пятница, 19:30

Органный концерт «Магия парижских соборов»

Магия парижских соборов — грандиозный гала-концерт известной петербургской органистки Юлии Глазковой и ее талантливых учеников, представляющих масштабную органную панораму разных эпох.

Творчество Николя де Гриньи — квинтэссенция французской органной культуры XVII века, основанная на богатейших традициях и достижениях предшественников. За свою недолгую жизнь потомственный музыкант сумел поработать органистом знаменитого Реймского собора, где короновали французских королей, создать органную мессу и обработки церковных гимнов, объединенных в его единственную Органную книгу, которую сам Бах скопировал для детального изучения. Гимна Ave Мaria Stella, прославляющий Деву Марию, основан на григорианском хорале.

Франсуа Куперен — непревзойденный мастер рококо, ещё при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII-XVIII веков. Основу творческого наследия Куперена, родившегося в семье с вековыми музыкальными традициями, составляют сочинения для клавесина: это более 250 пьес, изданных в четырех сборниках. Важная часть наследия композитора – его органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн-Себастьян Бах.

Фантастический и бескрайний мир французского симфонического органа, рождённого благодаря гению органострения Аристида Кавайе-Коля, который, по свидетельству современников, гораздо ближе к звуковому миру Баха, чем его немецкий собрат, представлен сочинениями блестящей плеяды композиторов-органистов. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Блестящий ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Музыкант умер 2 июня 1937 года от сердечного приступа в Соборе Парижской Богоматери во время своего 1750-го сольного концерта. Воспитанник Парижской консерватории Морис Дюрюфле занимался под руководством таких органных титанов, как Луи Вьерн и Шарль Турнемир. Его по праву называют одним из последних выдающихся представителей основанной Сезаром Франком и Шарлем-Мари Видором французской органной школы. Сюита ор. 5 Дюрюфле — вершина органного репертуара ХХ века.

Магия парижских соборов — незабываемый французский вояж.

Исполнители:

Лауреат международных конкурсов, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории Юлия Глазкова, орган

Лауреаты и дипломанты международных конкурсов

Эльдар Абдураманов, Сергей Буслов, Цзе Жэнь, Анна Кириллова, Илья Лиховидов, Андрей Мартюшов, орган

Санкт-Петербург

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.