АНДРЕЙ КОНДАКОВ: К ДЖАЗУ И БРОДСКОМУ ПРИБАВИМ ЭЛИОТА И ТАРКОВСКОГО

Международный музыкальный фестиваль Бродский DRIVE будет проводиться в этом году уже в седьмой раз. Пандемия не остановила его, но видоизменила: как и в прошлом году, нынешний фестиваль для своих преданных зрителей и поклонников пройдет онлайн. Будут и на этот раз, конечно же какие-то новинки и изюминки. Поговорим об этом с известным санкт-петербургским джазовым пианистом, арт-директором и активным участником фестиваля Андреем Кондаковым.

0
237

— Расскажите, пожалуйста, об особенностях фестиваля нынешнего года. В прошлом году он тоже проходил онлайн?

— в 2020 году у нас состоялся первый опыт проведения «Бродский Drive»  онлайн, и в этом году, скорее всего, будет такая же ситуация. Фестиваль пройдет в течение трех дней с пятницы 16 июля по воскресенье 18-е. Будет дано в сумме пять концертов: 16 июля – вечерний, а 17-го и 18-го – дневные и вечерние.

— Насколько можно назвать положительным опыт предыдущего года?

— Это было успешно, было много онлайн-просмотров, публика ждала это событие, и поскольку не удалось присутствовать, люди предпочли все же увидеть концерты хоть в каком-то формате. Перелом в концепции произошёл как раз в прошлом году: обычно мы брали все уикенды июля – все происходило по выходным в течение целого месяца. А в прошлом году мы сделали фестиваль компактным и провели так же, как и сейчас: пять концертов, которые включали в себя десять разных программ – десять различных проектов.

— В тех же локациях, что и прежде?

— Да, Шереметевский сад, музей Ахматовой.

— Можно подробнее об участниках фестиваля: какие изюминки будут? Что самое интересное?

— Очень трудно здесь что-то выделять, но все же есть какие-то акценты, потому что мы всегда стремились и стремимся к разностильности, хотим охватить самые разные вещи. Есть у фестиваля крен в сторону новой современной импровизационной музыки. Можно выделить таких постоянных резидентов как Владимир Волков, Слава Гайворонский, которые так или иначе участвуют в фестивале, представляя разные программы. В этом году Владимир Волков представит проект «Песни Элиота», где переплетаются барокко, джаз, этника с поэзией великого американо-английского поэта 20 века. Руст Позюмский,  исполнитель на виоле да гамба, создал этот проект в сотрудничестве с московской мультижанровой певицей Алисой Тен… А Слава Гайворонский будет играть с московским пианистом и композитором Андреем Разиным, лидером группы «Второе приближение». Мы увидим на фестивале и всю группу, а это три человека – Андрей Разин, вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин.

— Элиота вы взяли потому, что он был один из любимых поэтов Бродского?

— Но на самом деле по разным причинам. Просто потому, что это красивый проект и его музыкальная составляющая находится на достаточно высоком уровне. Это очень красиво во всех смыслах. Конечно, трудно будет понять поэзию так сходу для неанглоязычных слушателей, но обаяние и музыка сделают свое дело.

— А никакой бегущей строки с переводом не будет?

— Будет поток музыкально-поэтических ассоциаций, барочно-джазовый ритм. Хочется надеяться, что наши слушатели знакомы с поэзией Элиота, а если нет, то мне кажется после концерта возникнет желание познакомиться. Еще в этом году в программе сделан акцент на сотворчестве московских и петербургских музыкантов. Хедлайнером фестиваля будет квинтет Евгения Побожего: гитарист-виртуоз, который, с одной стороны, является постоянным участником ансамбля и оркестра Игоря Бутмана, а с другой стороны, он независимая фигура. В декабре 2019 года он одержал победу на самом престижном в мире джазовом конкурсе. Этот конкурс проводил Международный институт джаза имени Херби Хенкока. Он получил контракт с компанией Concord на запись альбома в Америке. В составе его ансамбля будут выступать настоящие виртуозы- басист Антон Давидянц, которого мы хотели пригласить еще в прошлом году, саксофонист Артём Баденко, который вскоре вернется в Нью-Йорк — место своего постоянного пребывания. К ним примкнет молодой талантливый и яркий пианист из Санкт-Петербурга Михаил Марышев, творчество которого высоко ценит Давид Глощекин. Дуэт Вячеслава Гайворонского и Андрея Разина продемонстрирует соприкосновение двух джазовых композиторов. Квартет имени музыки создали саксофонист Игорь Тимофеев и пианист Олег Белов. Игорь – один из любимых учеников Геннадия Гольштейна, работал последние годы в «Аквариуме» в качестве гитариста. Олег Белов – медийная фигура, является участником группы Фрукты. как и барабанщик Александр Потапов, который входит в состав квартета. Оркестр «Mussorgsky jazz orchestra» под управлением Сергея Богданова состоит из студентов училища имени Мусоргского и поэтому постоянно остается молодым. В этот раз к оркестру присоединится специальный гость – московский саксофонист и композитор Сергей Головня. Это очень мощная фигура в московском джазе, новатор, играет в различных стилях от мейнстрима до джаз-рока, . После почти двухлетнего перерыва выступит наше трио – Гайворонский, Кондаков, Волков. А я в день открытия фестиваля представлю программу, посвященную поэту Арсению Тарковскому – одного из моих любимых поэтов.

— Как и кому пришла идея соединить Бродского и джаз?

— Здесь нельзя не вспомнить о ныне уже, к сожалению, покойном Юрии Озерском: именно он был главным идеологом и основателем фестиваля .Он придумал название фестиваля: ведь именно Бродский ввел в русский языковой обиход слово «драйв», которое так хорошо прижилось у нас как понятие.  Кстати, на втором фестивале мы с Гайворонским и Волковым представляли программу со  стихами Бродского. Поэзия и музыка. В качестве арт-директора я присоединился уже к третьему фестивалю. Конечно, программу мы делаем коллегиально, все обсуждаем.

— Джаз и Бродский вместе создают такой эффект: те, кто любит джаз, слушают Бродского, а те, кто любит Бродского, слушают джаз, расширяя таким образом свой кругозор.

— Я даже не задумывался над этим. Мы знаем, что Бродский любил джаз, и даже организовал вместе с Михаилом Барышниковым и Романом Капланом в замечательном месте в Нью-Йорке на 52 улице ресторан «Русский самовар». Роман, к слову сказать, страстный любитель поэзии и мог в любой момент начать читать стихи Бродского или Мандельштама на память. Это место, которое существует в Нью-Йорке и поныне: мне приходилось довольно часто там выступать с американскими и бразильскими музыкантами.

Смотреть концерты фестиваля можно по ссылке: https://www.culture.ru/live/broadcast/16502/vii-mezhdunarodnyi-muzykalnyi-festival-brodskii-drive

ДОСЬЕ

Андрей Владимирович Кондаков

Родился 14 сентября 1962 в Днепропетровске (Украина).

На джазовой сцене с 1978 г.

Окончил джазовый факультет Петрозаводского училища.

С 1981 года ансамбль Кондакова начинает выступать на отечественных джазовых фестивалях.

В 1992 году переезжает в Санкт-Петербург.

В 1994-97 годах Андрей Кондаков организует проект под названием «Интерджаз». К проекту подключились такие музыканты, как саксофонисты Игорь Бутман (США — Россия) и Райнер Витцель (Германия), исполнитель на губной гармонике Оливье Кер-Урио (Франция), барабанщик Кристиан Шойбер (Германия).

Весной 2004 года Андрей Кондаков выступил в Москве и Санкт-Петербурге в дуэте с блестящим вокалистом Бобби Макферрином.

Последние годы Андрей все чаще появляется в составе трио Вячеслав Гайворонский (труба) — Андрей Кондаков (ф-но) — Владимир Волков (контрабас).