Органный концерт «Французские соборы и странствия Пер Гюнта»

0
860

Французские соборы и странствия Пер Гюнта — Елена Малева приглашает насладиться сверканием витражей и присоединиться к путешествию легендарного героя Генрика Ибсена.

Прелюдией к насыщенному сюрпризами музыкальному вояжу станет встреча с Иоганном Себастьяном Бахом, желанным гостем любого органного концерта. В развернутом цикле из Токкаты с фугой ми мажор, заявленном в концерте, виртуозная токката соседствует с двумя грандиозными фугами. Центр органной вселенной Мендельсона, благодаря которому Бах был возвращен миру после долгого забвения, — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Убеждённый «бахианец» Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Выдающийся композитор и органист Марсель Дюпре – ученик органных мэтров Гильмана, Видора и Вьерна. Органный дебют вундеркинда состоялся в возрасте восьми лет, а за свою долгую жизнь он с неизменными аншлагами гастролировал в многочисленных странах Европы и мира. Наиболее исполняемые сочинения мастера – ранние, в числе которых три прелюдии и фуги для органа. Первая и третья пьесы из этого цикла столь сложны, что в течение нескольких лет никто, кроме самого автора, не мог их исполнить. Музыкант вошел в историю, воплотив две серии по десять концертов, включавших все органные сочинения Баха, сыгранные наизусть.

Гениальная Музыка, написанная Эдвардом Григом к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», уже давно стала самостоятельным сочинением, звучащим на мировых концертных сценах. Сочетание фольклорных норвежских мотивов с классической традицией породило истинный шедевр – две оркестровые сюиты, составленные из разнохарактерных программных пьес.

Французские соборы и странствия Пер-Гюнта — музыка для всех!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ми мажор BWV 566

Феликс Мендельсон Бартольди (1809–1847) Соната до минор No.2 op. 65: I. Grave – II. Adagio – III. Allegro maestoso e vivace

Сезар Франк (1822–1890) Хорал N 3 ля минор FWV 40

Марсель Дюпре (1886–1971) Symphonie-Passion op. 23: III. Crucifixion — IV. Resurrection

Эдвард Григ (1843–1907) Сюита № 1 из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» op.46: Утро, В пещере горного короля

Шарль-Мари Видор (1844–1937) Симфония No.8 op. 42/4: VI. Финал

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Елена Малева, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.