Органный концерт «Бах-БахОрама-Бахиана»

12 мая 2023, пятница, 20:00 Римско-католический храм Матери Божией Лурдской

0
300

Бах-БахОрама-Бахиана — Бах и Вивальди, Вилла-Лобос и Штамм. Флейта и орган. В оригинальной программе Анны Щулькиной и Марии Короновой пересекутся музыкальные параллели и меридианы, в центре которых — Иоганн Себастьян Бах, чье творчество привлекало и продолжает привлекать композиторов и исполнителей разных стран и эпох.

По сей день современные композиторы находятся под влиянием многовековой баховской традиции. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди. Прошли столетия, а флейтовые сонаты Баха по сей день необычайно популярны и востребованы. Они созданы в Кётене, где Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда. руководя, в основном, исполнением камерной музыки. Есть версия, что эти сочинения родились под впечатлением игры флейтиста-виртуоза Иоганна Иоахима Кванца, познакомившего Баха со всеми приемами игры на инструменте.

Бразильское осознание баховской музыки величайший композитор Вила-Лобос выразил в своем цикле из девяти бразильских бахиан, а Ария из Пятой бахианы стала настоящим хитом. Фантазия «БахОрама» нашего современника Наджи Хакима, французского композитора и органиста ливанского происхождения, ученика Жана Лангле и преемника Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже, построена на самых известных мотивах великого немца. Еще одно посвящение Иоганну Себастьяну принадлежит Хансу Андре Штамму, который вот уже много десятилетий является одним из ярчайших музыкантов своего поколения. Им записано более двадцати альбомов с органной классикой и собственными оригинальными сочинениями. В игре органиста удивительным образом сочетаются немецкая основательность и истинно французская изысканность. Французская линия концерта продолжена обращением к Мишелю Блаве и Жану Алену. Один из самых прославленных флейтистов и харизматичных преподавателей своего времени, Мишель Блаве родился в семье резчика по дереву. Гениальный левша-самоучка, достигший небывалых высот, стал придворным музыкантом Людовика XV, им восхищались Вольтер и Фридрих Великий. Жан Арист Ален, геройски погибший во время Второй мировой войны в возрасте 29 лет, – одаренный органист и композитор, которым создано более 140 сочинений, в том числе 26 пьес для органа, 52 сочинения для фортепиано, реквием, хоровые и камерные пьесы.

Бах-БахОрама-Бахиана — одно из самых ярких музыкальных событий мая.

Программа:

Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт для органа ля минор BWV 593

Иоганн Себастьян Бах Соната для флейты си минор BWV 1030 (Andante – Largo e dolce – Presto – Allegro)

Ханс-Андре Штамм (1958*) Посвящение Баху

Наджи Хаким (1955*) Бахорама (Фантазия на темы И.С. Баха)

Мишель Блаве (1700–1768) Соната для флейты соль минор op.2/4: Adagio (La Lumague) – Allemanda-Allegro – Siciliana – Presto – Allegro (Le Lutin)

Жан Арист Ален (1911–1940) Три пьесы для флейты и органа (Andante – Allegro con grazia – Allegro)

Эйтор Вила-Лобос (1887–1959) Ария из Бразильской Бахианы №5

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

Анна Щулькина, флейта

Мария Ко́ронова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.