Органные вечера на Ковенском в сентябре 2020

0
351

12 сентября 2020, суббота, 20 часов

Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

Сонаты и Фантазии: флейта& орган. Вьерн, Франк, Телеман

Жанры фантазии и сонаты — прекрасная возможность продемонстрировать не только их эволюцию, но и возможности инструментов, и исполнительское мастерство. Жанр фантазии сыграл огромную роль в формировании инструментального репертуара во времена строгих канонов, давая композиторам и исполнителям почти полную свободу. Именно в жанре фантазии рождались самые дерзкие, опережающие свою эпоху сочинения. Если жанр фантазии представлен шедеврами эпохи барокко и романтизма (от Баха до Франка), то жанр сонаты погрузит публику в удивительную энергетику флейтовых сонат Телемана. Творчество Телемана органично объединило стилевые черты музыкального искусства Европы. Воспитанник немецкой школы, он живо интересовался и активно пропагандировал итальянскую и, особенно, французскую музыку. Им написан цикл из 24 методических сонат. Термин «методические» указывает на педагогическое применение этих пьес. Флейтовые сонаты Телемана подобны итальянской церковной сонате с чередованием нескольких контрастных по темпу частей. Петербургские музыканты Дарья Мееркова и Георгий Долгов выступят не только в ансамбле. Орган соло представлен Фантазией величайшего французского романтика Сезара Франка и удивительными программными пьесами выдающегося органиста и композитора Луи Вьерна.

Исполнители:

лауреаты международных конкурсов

Георгий Долгов (флейта)

Дарья Мееркова (орган)

Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)

13 сентября 2020, воскресенье, 16 часов

Цикл концертов «Планетарный экспресс»

Русский космос: гусли&орган. Бах, Панченко

Сейчас наша жизнь особенно сложна и непредсказуема. Мир снова стал очень большим и недоступным, но в то же время очень тесным. Цикл концертов Планетарный экспресс приглашает вас в увлекательное путешествие по нашей Планете. Каждый раз, благодаря новому и неожиданному содружеству Его Величества Органа с самыми разнообразными инструментами, рожденными в разные века и в разных странах, – мы сможем совершить абсолютно уникальное путешествие. По России с гуслями и балалайкой, по Испании с гитарой, по Аргентине под голос бандонеона, по Шотландии в сопровождении волынки и вистла, а также незабываемые вояжи по Италии и Бельгии – странами рождения неотразимого саксофона. А еще вас ждут прогулки по Франции, Ирландии, Армении… Весь мир…нет, не в кармане, а в звуках музыки! В первое путешествие этого фантастического маршрута приглашают Елизавета Панченко (орган) и Анастасия Фомина (гусли). Русский космос: гусли&орган — невероятное сочетание звончатых гуслей и органа. Дуэт «Гусли в космосе» Анастасия Фомина (гусли), Елизавета Панченко (орган) представляют очередную программу, которая поражает смелыми контрастами и ОРГАНичным сочетанием сочинений Елизаветы Панченко, Жана Гийю и Иоганна Себастьяна Баха. Открывающая концерт хоральная прелюдия Баха, которая звучит в «Солярисе» Тарковского, задает тон всей драматургии этого космического действа. Национальный русский инструмент, обладающий тембром удивительной красоты, создаёт в дуэте с органом неповторимый по акустическим качествам и эмоциональному воздействию эффект.

Исполнители:

Лауреат Первого открытого всероссийского конкурса современной музыки Vox Organ в номинации «Орган+»

Дуэт «Гусли в космосе»

Анастасия Фомина, гусли

Елизавета Панченко, орган

Санкт-Петербург

Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)

19 сентября 2020, суббота, 20 часов

Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

Органный концерт Времена года и торжество Барокко. Бах, Вивальди, Марчелло

Времена года и торжество Барокко – концерт известной петербургской органистки Натальи Михайловой, погружающий в каскад ярчайших красок этой блистательной эпохи. Одно из самых известных популярных классических сочинений в мире – «Времена года» гениального итальянца, эксцентричного рыжего аббата Антонио Вивальди, – цикл из четырех скрипичных концертов в сопровождении струнного оркестра, к которому на протяжении веков обращались многочисленные музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки этого проверенного временем шедевра. На этот раз представлена органная версия «Осени». Творчество Вивальди изучал Бах, переложивший ряд его инструментальных концертов для органа с непередаваемым мастерством. Один из них прозвучит в этот вечер. В канву драматургии органично вписано известное всем Адажио из гобойного концерта Марчелло, знаменитая баховская ария из Оркестровой сюиты № 3 и Ave Maria Баха-Гуно в транскрипциях для органа. Особая изюминка концерта – баховская обработка скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, очередного примера сочинительства этим правителем талантливейшей музыки.

Исполнитель:

Наталья Михайлова, орган

Санкт-Петербург

Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)

20 сентября 2020, воскресенье, 16 часов

Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

Органный концерт Забытые листки

Петербургский музыковед и органист Михаил Мищенко неизменно поражает публику необычными и яркими программами, в которых знакомит с малоизвестной в России музыкой. В этот раз в центре внимания – органные миниатюры. Малоизвестные и полузабытые пьесы немецких, французских, бельгийских, латышских, эстонских композиторов, написанные для церковных богослужений и салонного музицирования. Эдгар Арро (1911-1978) – эстонский композитор, мастер инструментальной и вокальной миниатюры. Особенно популярны его хоровые песни, в том числе для детей. Дирижер, педагог, композитор Филипп Вольфрум (1854-1919) начинал свой путь учителем семинарии. Музыкальное образование получил в Мюнхенской консерватории. Преподавал в Гейдельбергском университете основал Певческое общество и Баховское общество, что превратило Гейдельберг в крупный центр музыкальной жизни. Александр Гильман (1837-1911) принадлежит к числу наиболее авторитетных мастеров парижского органного искусства последней трети XIX века. Макс Гульбинс (1862-1932) по окончании Высшей музыкальной школы в Берлине служил церковным органистом в городах родной Восточной Пруссии. Ромуальд Калсон (1936*) – крупнейший композитор Латвии. Окончил Латвийскую консерваторию по классу композиции у Адольфа Скулте. Работал на латвийском радио и телевидении, вел курс композиции в родной консерватории. Пишет симфоническую и вокальную музыку. Зигфрид Карг-Элерт (1877-1933) – наследник двух ведущих школ немецкой музыки XIX века, стоявших некогда в оппозиции друг к другу – лейпцигской и веймарской, Мендельсона-Шумана и Листа-Вагнера. Гюнтер Рафаэль (1903-1960) был одним из самых одаренных и многообещающих композиторов своего поколения.. Эдгар Тинель (1854-1912) рано оставил карьеру пианиста-виртуоза в пользу занятий композицией. Во время обучения в Брюссельской консерватории был удостоен Римской премии за свою кантату. Тинель погрузился в изучение старинной церковной музыки; его идеи повлияли на известное послание папы Пия X (Motu proprio) о каноне истинной церковной музыки. Карл Хойер (1891-1936) учился в Лейпциге у знаменитых мастеров – Регера и Штраубе. Органист Домского собора в Ревеле, первый органист церкви Святого Иакова в Хемнице Преподавал в Лейпцигской консерватории. Откройте для себя новые имена в мировой органной истории!

Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)

26 сентября 2020, суббота, 20 часов

Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

Органный концерт Сентябрь по-немецки: Бах, Мендельсон, Лист

Широчайший спектр немецкой музыки, от барокко до романтизма представит в своей программе известная петербургская органистка Лилия Кузнецова. Фантазия соль мажор (Pièce d’Orgue) создана в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи (1672-1703). Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции. Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродив интерес к непревзойденным возможностям органа. В концерте прозвучат два цикла прелюдий и фуг композитора. Творчество Шумана, другого немецкого гения-романтика. представлено этюдами в форме канонов для педального фортепиано, инструмента, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом. Йозеф Габриэль Райнбергер – тончайший мелодист, эпохи романтизма, автор великого множества сочинений в самых разнообразных жанрах, поражающей искренностью высказывания и безыскусной красотой звучания. Встреча с малоизвестным в России композитором, одна из частей органной сонаты которого прозвучит в концерте, безусловно породит непроходящий интерес к наследию этого мастера. Если старт концерта – Бах, то его финиш – Лист, вновь напоминающий нам о постоянном интересе музыкантов разных эпох к творчеству и личности Иоганна Себастьяна. Знаменитая Прелюдия и фуга B-A-C-H, написанная Листом в 1855 году, входит в золотой фонд органного репертуара. Сентябрь по-немецки – уникальная возможность знакомства с органным наследием Германии.

Исполнитель:

Лилия Кузнецова, орган

Санкт-Петербург

Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)

27 сентября 2020, воскресенье, 16 часов

Римско-католический храм Матери Божией Лурдской

Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания

Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

Органный концерт «Осень в Европе. Вьерн, Чюрленис, Регер. Блуждающие огни»

Специальный приз III Международного конкурса имени Исайи Браудо

Погрузитесь в мистическую атмосферу европейской осени с талантливой и самобытной петербургской органисткой Елизаветой Рулевой. Название концерту дало сочинение гения симфонического органа Луи Вьерна «Блуждающие огни». Вьерн – последний великий органист-романтик, автор шести органных симфоний и потрясающего цикла из оригинальных 24 программных пьес, написанных в свободном стиле, одна из которых и создает драматургический стержень концерта. Токката, менуэт и скерцо Эжена Жигу – одна из самых востребованных пьес органного репертуара. Композитор писал музыку для органа, как религиозного, так и светского характера. В его творческом наследии свыше 600 пьес, предназначенных для церковной службы. Воспитанник Парижской консерватории, музыкант занимался под руководством таких органных мэтров, как уже упомянутый Луи Вьерн и Шарль Турнемир. В концерте прозвучит самое известное и любимое публикой сочинение основоположника органной романтической традиции во Франции Сезара Франка Прелюдия, фуга и вариация. Великолепное владение незаурядным композиторскиммастерством проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен великого Баха. Французская линия продолжится одной из Симфоний Видора – композитора, вошедшего в историю в качестве создателя нового жанра – органной симфонии. Органная соната Готтфрида Риттера, немецкого композитора-романтика, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, затрагивает самые чувствительные струны души. Это настоящая органная драма, сюжет которой каждый может трактовать по-своему. Германия продолжится Интродукцией и пассакалией Макса Регера, в наследии которого – более 200 органных сочинений. Именно Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха практически не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Особый акцент этого завораживающего музыкального действа – обращение к творчеству гениального литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса. Блуждающие огни сентября. Осень в Европе – экскурс в романтическую историю Короля инструментов.

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Елизавета Рулева, орган

Санкт-Петербург

Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)

Римско-католический храм Матери Божией Лурдской

Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания