ОТКРЫТИЕ 34 ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА

16 сентября 2020 ГОДА Шутливая мелодрама в двух актах

Постановка народного артиста России Юрия Александрова

«Мы решили возобновить оперу Доницетти о русском царе в преддверии празднования 350-летия Петра I. Впервые она была поставлена полтора десятилетия назад — в год 300-летия Санкт-Петербурга и стала настоящей сенсацией. Нам тогда пришлось по крупицам восстанавливать это произведение, и оно долгие годы занимало особое место в репертуаре театра…», — рассказывает Юрий Александров.

Доницетти знаком поклонникам оперного искусства как автор «Лючии ди Ламмермур», «Любовного напитка» и «Дона Паскуале». Некоторые меломаны перечислят еще несколько десятков его сочинений. Однако мало кто знает, что одним из первых опусов 22-летнего итальянского композитора была опера о Петре I, написанная на популярный в то время сюжет пьесы Александра Дюваля. Опера «Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник» была представлена в венецианском театре Сан-Самуэле в карнавальные дни 1819 года.

Однако, партитура оперы, исчезла после пожара в Театре Ля Фениче (1823 год). Об опере не вспоминали в течение 180 лет. Юрий Александров заново открыл миру этот шедевр. Режиссеру пришлось провести настоящее расследование в поисках исчезнувшей партитуры. Был привлечен оперный театр имени Доницетти в Бергамо, венецианский театр «Ля Фениче», Фонд и Издательство «Дома Рикорди», владеющего правом на музыку композитора, а также генеральное консульство Италии в Петербурге.

В результате длившейся несколько лет кропотливой работы по подготовке спектакля, фрагменты партитуры «Петра», рассеянные по всей Италии, удалось соединить воедино. Таким образом, миру было возвращено музыкальное произведение великого композитора, долгое время считавшееся утраченным.

Именно с этой сенсационной постановки началась новая жизнь театра «Санктъ-Петербургъ Опера», после долгих лет скитаний обретшего свой дом в уютном особняке барона фон Дервиза на Галерной улице. 16 сентября легендарный спектакль вернётся на сцену театра.
«Петр I» – полное юмора и ост­роумных музыкальных шуток произведение мастера – познакомит зрителей с новыми историческими фактами российской истории и неожиданной трактовкой образа легендарного русского императора. 

Царская чета Петр I и Екатерина инкогнито едут в Ливонию. Их сопровождает Александр Меншиков, он же капитан Хандедиски, он же Лицо от театра, комментирующее все события. Петр затеял это путешествие в надежде отыскать пропавшего брата Екатерины – Карла Скавронского… Любовно-политическая интрига, в которой участвует российская венценосная пара, не претендует на правдоподобие, зато дает повод для создания условно-игрового ироничного действия, насыщенного непредсказуемыми поворотами сюжета. Грациозно-мелодичная музыка Доницетти и изобретательная фантазия режиссера легко примиряют с тем, что сценические ситуации не имеют никакого отношения к подлинной русской истории.