Юлия Стрижак: Мы смотрим в будущее с оптимизмом

0
3199

Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл», без малого семь лет назад возрожденный как театрально-оперно-симфоническая площадка усилиями двух людей – дирижера Фабио Мастранджело и директора Юлии Стрижак, успел превратиться за это время в одно из любимейших мест культурного досуга санкт-петербургской публики. Даже пандемии и карантину не удалось застать коллектив театра врасплох: «Мюзик-Холл» смог удивить петербуржцев и всех своих поклонников на разных концах планеты уникальными онлайн проектами, не похожими ни на чьи другие. Об этом и о планах театра на будущее любезно согласилась поделиться его создатель и директор Юлия Николаевна Стрижак.

— Как Вы переживаете карантин? Я знаю, что «Мюзик-Холл» последние два месяца просто-таки фонтанирует исключительно оригинальными онлайн проектами…

— Карантин мы переживаем, как и все, непросто. Для публики нас закрыли еще 19 марта, поэтому в изоляции мы находимся уже больше двух месяцев. Конечно, это очень сложно для всего коллектива, и для артистов особенно. Ведь оркестр – это единый музыкальный инструмент, поэтому оркестрантам очень важно не только заниматься дома, но и собираться вместе, чтобы звучать по художественному замыслу дирижера. А это сейчас невозможно. Но мы, тем не менее, стараемся не унывать и делаем очень много вещей онлайн. У нас есть замечательный проект, который называется «Путеводитель по оркестру». Он состоит в том, что маэстро Фабио приглашает к разговору нескольких музыкантов из своего оркестра «Северная Симфония»: они сидят, конечно же, дома на удалёнке, а Фабио у себя – за роялем. Они рассказывают о том, какую роль в оркестре играет тот или иной инструмент, его историю и происхождение его названия, другие интересные подробности. У нас много просмотров и много очень хороших отзывов. Ну и, конечно, музыканты играют какой-нибудь фрагмент известного и любимого публикой произведения. Потом мы затеяли цикл лекций, первая часть которого посвящена истории итальянской музыки. Затем мы хотим пойти дальше: рассказать о русской музыке, вероятно, о немецкой и о французской. Эти беседы Фабио Мастранджело ведет с нашим большим другом, преподавателем Консерватории и театральным режиссером Виктором Высоцким. Поскольку оба они по первому образованию пианисты, каждый из них сидит за своим роялем, они друг другу что-то наигрывают, напоминают, мило друг друга перебивают. Во второй лекции – самой непростой для наших слушателей, на мой взгляд – много говорилось о духовной музыке, в третьей, которая была просто фейерверком, речь шла о Верди и Пуччини, мы вставляли в нее фрагменты знаменитых опер, о которых наши коллеги рассуждали в эфире. И это скорее даже не лекции, потому что там нет никакой назидательности, поучений и наукообразия, а непринужденные беседы, живой разговор, в котором, конечно же, приводятся достоверные факты и даты. Но и при этом присутствуют и веселые байки, и забавные случаи из жизни музыкантов. 

Затем мы, конечно же, сделали большой проект ко Дню Победы, где наш хор, находясь дома на удалёнке, исполнил несколько военных песен. Хотели исполнять «День Победы», но я сказала, что «День Победы» будут исполнять, наверное, все хоровые коллективы 9 мая в нашей стране. Поэтому мы выбрали другие песни: «Темную ночь», «Поклонимся, друзья» — и это получилось очень пронзительно. Я отправила видео с этой песней нашим итальянским друзьям, немецким и французским коллегам – всем, кто в этом году нас звал и ждал на гастроли, и получила массу восторженных отзывов, которые для нас особенно ценны тем, что это отзывы профессиональных музыкантов. 

Артисты нашего балета тоже не отстают: они записывают свои композиции в более шуточном ключе, берут танцы из наших мюзиклов – «Звезду заказывали?», «Mamma mia», других. Но там больше импровизации и чисто развлекательного момента, потому что кто-то самоизолировался на даче и исполняет этот танец в ватнике, кто-то в огороде… В общем, это такая забавная история, которая также набирает немалое количество просмотров. 

Есть у нас сейчас онлайн проект «Караоке», в котором наши оперные солисты Тигрий Бажакин и Анна Викулина исполняют песни, заказанные наши зрители.

А вот сегодня у нас, например, кулинарное шоу: Фабио с помощью контрабасиста нашего оркестра Финкельштейна будет готовить в прямом эфире пасту карбонара, и у нас уже на этот мастер-класс записалось очень много людей. Ну и, конечно же, при этом кулинарном действе присутствуют какие-то разговоры о музыке, о гастрономических пристрастиях композиторов, о знаменитой «Кофейной кантате» Баха, например.

Нашими лекциями и нашим просветительским форматом в целом, к слову, заинтересовался Минкульт.

— Эфиры, о которых Вы рассказали, где-то можно смотреть и сейчас?

— Все, что мы показываем в прямом эфире, уходит потом в архив, размещенный на сайте театра, и там всё это можно смотреть, когда угодно. Кроме того, у нас есть договоры о показах с различными платформами, которые заинтересованы в качественном продукте. Но мы предпочитаем анонсировать событие так, что сегодня мы все смотрим, например, «Богему» из нашей «Оперы всем!», чтобы потом можно было созвониться, обсудить увиденное, как после обычного живого похода в театр.

— Вы много раз упомянули Италию, которая пострадала сейчас от пандемии больше других. Я слышал, что маэстро Фабио оказывал какую-то помощь своей исторической родине…

— Когда из Италии приходили сообщения о тысячах смертей в день, я как-то зашла к Фабио в кабинет после репетиции и увидела у него глаза, полные слёз. К нему обратилась мэрия города Павия с просьбой помочь найти где-то аппараты ИВЛ и маски. Фабио подключил всех своих знакомых и поклонников по всему миру, среди которых есть много и деловых людей, и действительно организовал большую поставку аппаратов ИВЛ и огромного количества масок в Италию, когда самолеты уже плохо летали, и пришлось организовывать для этого специальные воздушные коридоры. 

— Помогает ли Вам как-то город в этой сложной для всех ситуации?

— Город сохранил театрам 100%-ное госзадание, а депутаты городского законодательного собрания отстояли финансирование большинства культурных проектов, в том числе, и наших, за что мы им очень благодарны.

— Что Вы собираетесь делать после выхода из карантина?

— Мы очень надеемся на то, что массовые мероприятия на улицах с соблюдением санитарных норм, будут к августу в Санкт-Петербурге разрешены, и мы сможем провести очередной фестиваль «Опера всем!», пусть и на месяц позже. Я смотрю в будущее, несмотря ни на что, с оптимизмом, и вижу, что зритель, хоть и смотрит с удовольствием онлайны, всерьез соскучился по живому театру. После всех этих мало приятных событий, связанных с пандемией, мы хотим поставить что-то очень светлое и радостное: мы поменяли некоторые наши планы и будем делать «Летучую мышь», но очень особенную – такую, какой ещё никто не видел.

Фото: пресс-служба Санкт-Петербургского Международного фестиваля «Опера — всем»руководитель отдела по связям с общественностью театра «Мюзик-Холл»