В память о балетмейстере Сергее Вихареве Мариинский театр показывает реконструкцию «Спящей красавицы» 1890 года — его первую в ряду такого рода работ и исключительно важную для отечественного музыкального театра. Из трех заявленных спектаклей первый пройдет 15 февраля — в этот день Вихареву исполнилось бы 60 лет.
Сегодня реконструкция «Спящей красавицы» присутствует в репертуаре Мариинского театра наряду с постановкой Константина Сергеева, редакцией 1952 года. Идея возродить спектакль императорского времени пришла в 1998-м Сергею Вихареву и балетному критику Павлу Гершензону.
В собрании Санкт-Петербургского театрального музея и театральной библиотеки сохранился полный комплект всех эскизов костюмов и декораций первой постановки «Спящей красавицы», позволивший воссоздать спектакль столетней давности. Источником для реконструкции хореографии и композиции спектакля послужили записи начала XX века, сделанные режиссером Императорской балетной труппы Николаем Сергеевым по системе танцевальной нотации Владимира Степанова (эти записи хранятся в Гарвардском университете).
Премьера «состаренной» «Спящей красавицы» состоялась в 1999 году и вызвала ожесточенные споры — настолько радикально она отличалась от спектакля, к которому привыкли несколько поколений зрителей и артистов. Изменения затронули хореографический текст, композицию, соотношение танца и пантомимы, колорит и убранство в целом. Спектакль стал продолжительнее и многолюднее, в него вернулись иерархическая структура императорского балета и его расточительная роскошь.
В истории балетного искусства «Спящую красавицу» Чайковского, Петипа и Ивана Всеволожского (идея представления «в стиле Людовика XIV» принадлежала директору Императорских театров, он же стал автором либретто и сам нарисовал более 500 эскизов костюмов) принято считать итогом художественных исканий XIX века. Этим легендарным спектаклем восторгались Александр Бенуа и Игорь Стравинский.
В афише Мариинского театра «Спящая красавица» в постановке Вихарева появляется редко: спектакль объемный и сложный, длится около четырех часов. Однако за прошедшие годы он прошел 60 раз; его вывозили на гастроли в Нью-Йорк (Метрополитен-опера), Лондон (Ковент-Гарден), Токио и Кальяри.
На премьере 1999 года в партии принцессы Авроры блистала юная Диана Вишнёва. В ближайшей серии спектаклей — 15, 16 и 17 февраля — в этой роли можно увидеть Викторию Терёшкину,Алину Сомову и Анастасию Матвиенко.
К юбилею Сергея Вихарева в фойе исторической сцены будет открыта выставка фотографий, а на сайте театра — онлайн-галерея, посвященная творчеству артиста. Узнать больше о постановке 1890 года можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском».
Для справки
Воспитанник Вагановского хореографического училища, Сергей Вихарев был связан с Кировским/Мариинским театром на протяжении всей жизни: здесь состоялся как исполнитель, а затем работал репетитором и балетмейстером-постановщиком. Среди его подопечных — Олеся Новикова и Андрей Арсеньев. Вслед за «Спящей красавицей» Вихарев осуществил реконструкции исторических постановок «Петрушка», «Баядерка», «Пробуждение Флоры» и «Карнавал» в Мариинском театре, «Коппелия» — в Большом театре России, «Раймонда» — в Ла Скала.