Органный концерт «Зеркало в зеркале: от Баха до Пярта»

6 мая 2023, суббота, 20:00 Римско-католический храм Матери Божией Лурдской

0
337
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской

Зеркало в зеркале: от Баха до Пярта — встреча флейты, скрипки и органа. Незабываемое музыкальное путешествие по странам и эпохам. Германия. Франция. Италия. Роскошь барокко и стихия романтизма. Уникальность музыкального письма Арво Пярта. Изысканная, переливающаяся самыми разнообразными спектрами настроений и звуковых колеров программа петербургских музыкантов.

Клавирный концерт — новый жанр, созданный Бахом, возник на основе переложений для клавира итальянских скрипичных концертов. Наиболее известны из них органные транскрипции струнных концертов Вивальди. Интересно, что почти все баховские клавирные концерты изначально были написаны как скрипичные, а уже затем были переложены самим Иоганном Себастьяном для клавира. Итальянский концерт, созданный в 1735 году — всемирно признанный шедевр для клавира соло, в названии которого уже заложена география жанра.

Николаус Брунс – немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень короткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни он был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.

Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа. Скрипач-виртуоз и композитор Фриц Крейслер создал цикл скрипичных пьес «Классические рукописи» — 19 миниатюр, написанных в стилистике сочинений XVIII века. В целях мистификации он скрыл свое авторство, выдав пьесы за транскрипции. Параллельно шутник издал и свои стилизации старинных венских вальсов, которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке.

Арво Пярт – гениальный эстонский композитор, почитаемый во всем мире. На протяжении долгой творческой жизни мастер экспериментирует в самых различных техниках и стилях, включая изоритмию, минимализм, серийность, неоклассицизм, коллаж и сонорику. Собственный стиль композитор определяет, как tintinnabuli (колокольчики), подразумевая звучание небольших церковных колоколов с характерными призвуками. Пьеса «Зеркало в зеркале» была написана в 1978 для органа, но практически сразу появились ее авторские версии для различных составов, например, для виолончели или скрипки с фортепиано. Яркие акценты концерта — хит мастера звукописи Клода Дебюсси «Лунный свет», а также сочинения Андрея Петрова, Эдварда Грига и Эннио Морриконе.

Зеркало в зеркале: от Баха до Пярта — обретите свое отражение в чудесном воскресном вечере.

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Sinfonia из Рождественской оратории BWV 248

Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия ми минор (Большая)

Иоганн Себастьян Бах Итальянский концерт BWV 971: Allegro-Andante-Presto

Фриц Крейслер (1875–1962) Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни (1910)

Арво Пярт (1935*) Spiegel im Spiegel, 1978 (Зеркало в зеркале)

Леон Боэльман (1862–1897) Токката из Готической сюиты op.25

Клод Дебюсси (1862–1918) Лунный свет из Бергамасской сюиты L 75

Андрей Петров (1930–2006) Ave Eva из балета «Сотворение мира» (1951–1954)

Эдвард Григ (1843–1907) Шествие гномов из цикла «Лирические пьесы» op.54

Эннио Морриконе (1928–2020) C’era Una Volta Il West

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

Арина Шваренок, флейта

Пётр Ильяш, скрипка

Александр Грудинкин, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания