Органные вечера на Ковенском в октябре 2022

Римско-католический храм Матери Божией Лурдской Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

0
184

1 октября 2022, суббота, 20:00

Органный концерт «Органные вселенные: Германия&Франция»

Органные вселенные: Германия&Франция — панораму двух самых органных стран в Международный день музыки представляет Светлана Фурник.
Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Одно из ранних и самых известных сочинений Баха – Пассакалия – делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа. Фантазия и фуга до минор написана в Веймарский период. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Органная книжечка (Orgel-Büchlein) – сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов. Лаконизм формы и проникновенность музыкального языка этого опуса вновь погружают нас в космос Баха.
Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка — выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», — сказал как-то композитор.
Французская линия концерта – Сезар Франк и Морис Дюрюфле. Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, Сезар Франк  писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Сущность музыкального произведения заключена в его идее, – говорил Франк, — она душа музыки, а форма — только телесная оболочка души». Воспитанник Парижской консерватории Морис Дюрюфле занимался под руководством таких органных педагогов, как Луи Вьерн и Шарль Турнемир. Его по праву называют одним из последних выдающихся представителей основанной Сезаром Франком и Шарлем-Мари Видором французской органной школы. Фуга на тему перезвона часов собора города Суассон последнего французского романтика позволит совершить виртуальное путешествие в городок, известный своим уникальным собором.
Органные вселенные: Германия&Франция — потрясающее путешествие в мир органа!

Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Светлана Фурник, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

2 октября 2022, воскресенье, 16:00

Органный концерт «Органные легенды Германии»

Органные легенды Германии – концерт известной петербургской органистки Аллы Морозовой, представляющей широчайший спектр немецкой органном музыки от барокко до романтизма.
Дитрих Букстехуде – глава северонемецкой органной школы, непререкаемый музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке, отметивший безусловный талант молодого Баха. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Иоганна Себастьяна.
Творчество Баха представлено масштабным циклом из Прелюдии и фуги, а также хоральной обработкой. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало именно творчество Баха. Он создал в это жанре шедевры высочайшего мастерства и совершенства.
Церковные сонаты Моцарта – подлинные музыкальные жемчужины. 17 сонат, одна из которых прозвучит в концерте, – одночастные опусы для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников (в концерте представлена версия для органа соло).
Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона. Непревзойденный виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Как и у Баха, их шесть. В них переплетены самые разные жанры: это и церковные хоралы, и фуги, и фантазии, и вариации, а число частей варьируется от двух до четырех. Так, в основу первой части Шестой Сонаты, написанной в форме вариаций, легла тема «Отче наш», восходящая еще к XIV столетию.
Уроженец Эстонии, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, окончивший ее как композитор и органист, Рудольф Тобиас, завершил свои дни в Германии. Композитор писал в самых разнообразных жанрах, в том числе и для Короля инструментов.
Органные легенды Германии – присоединяйтесь к уникальному вояжу сквозь века.

Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Алла Морозова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

7 октября 2022, пятница, 20:00

Органный концерт «Времена года с Антонио Вивальди»

Времена года с Антонио Вивальди. Самое известное и одно из самых популярных классических сочинений в мире — цикл из четырёх скрипичных концертов в сопровождении струнного оркестра, к которому на протяжении веков обращались многочисленные музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки этого шедевра. На этот раз прозвучит версия для скрипки и органа в исполнении Елизаветы Петровой, Анастасии Петровой и Алие Абдурашитовой.
Прелюдия к концерту – одно из самых ярких сочинений для Короля инструментов, Токката и фуга ми мажор Иоганна Себастьяна Баха. Смена сезонов и состояний природы, а также человеческого настроения — главная тема знаменитого цикла Антонио Вивальди. Звенящий зимний день и осенняя печаль, порыв весны и истома летнего зноя настолько ярко переданы в звукописи «Времен года», что у публики создается эффект полнейшего погружения в меняющийся калейдоскоп сезонов. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Блестяще изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека. В цикле из четырёх скрипичных концертов множество смыслов: четыре времени года — четыре возраста жизни человека — четыре стороны света — четыре времени суток. А весь цикл «Времена года» — это путь человека от безмятежной юности, радости весеннего света к последним радостям зимы и закату бытия.
Добро пожаловать в круговерть сезонов с Антонио Вивальди!

Исполнители:
Елизавета Петрова, скрипка
Анастасия Петрова, скрипка
Алие Абдурашитова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

8 октября 2022, суббота, 20:00

Органный концерт «Бах и музыка европейских соборов»

Бах и музыка европейских соборов – за органом Даниэль Зарецкий, один из самых знаменитых и востребованных органистов нашего времени.
Яркий старт концерта – знаменитая Мелодия для трубы ре мажор американского композитора и органиста XX века Дэвида Джонсона, звучащая на рождественских богослужениях несчетное количество раз! В переложении для струнного оркестра она была исполнена на свадьбе дочери Ричарда Никсона в 1971 году в Розовом саду Белого дома. Большинство европейских композиторов, активно писавших для Короля инструментов в разные времена и эпохи, за редким исключением, виртуозно владели органом и в течение многих лет служили в церкви. В центре внимания великий лейпцигский кантор Иоганн Себастьян Бах и выдающиеся французские композиторы.
Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая блистательная французских композиторов создала в это время множество органных шедевров.
Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд  Сезар Франк  писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Блестящий ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Виртуоз и импровизатор, он был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов.
Ученик Сен-Санса, органист церкви Святого Августина в Париже с 62-летним стажем Эжен Жигу писал исключительно музыку для органа, как религиозного, так и светского характера. Помимо исполнительской и композиторской деятельности, был прекрасным педагогом. В 1885 году он основал свою органную школу, из которой вышли такие выдающиеся органисты-композиторы, как Форе, Руссель, Боэльман и другие. Теодор Дюбуа – композитор, органист и музыкальный педагог, создал множество органных сочинений, обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа».
Особый гость вечера – Ференц Лист, блестящий пианист и композитор, один из ярчайших представителей романтизма, который не обошел своим вниманием и Короля инструментов. И пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа.
Бах и музыка европейских соборов – незабываемое органное путешествие.

Исполнитель:
Заслуженный артист РФ, лауреат премии «Органист года»
Даниэль Зарецкий, орган
Санкт-Петербург

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

9 октября 2022, воскресенье, 16:00

Арфа. Бах и музыка кино

Бах и музыка кино – в стенах одного из самых красивых храмов города звучит арфа соло. В наше время арфа приобретает все большую популярность, а ее репертуар стремительно развивается. В исполнении прелестной Марии Окуневой вы услышите сочинения, во всей полноте представляющие спектр возможностей этого инструмента. Транскрипция скрипичной партиты Баха и органного концерта Генделя, романтическая фантазия на темы «Евгения Онегина» Чайковского и лирический ноктюрн Глинки. И, наконец, топовые саундтреки мирового кинематографа!
Арфа. Бах и музыка кино – релакс и адреналин!

Программа: 
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Партита №3 ми мажор BWV 1006 (переложение для арфы Б. Доброхотова): Прелюдия, Гавот-рондо, Жига
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Концерт для арфы №6 си-бемоль мажор (транскрипция для арфы М. Гранжани)
Карлос Сальседо (1885–1961) Вариации в старинном стиле
Исполнитель:
Мария Окунева, арфа

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

14 октября 2022, пятница, 20:00

Органный концерт «Бах/BACH и другие»

Бах/BACH и другие – программа восходящей звезды органного небосклона Марии Короновой.
Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Трио-соната – новый органный жанр, созданный Иоганном Себастьяном. Цикл был создан для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.
Дитрих Букстехуде, встреча с которым задала направление необъятному органному творчеству Баха – его старший современник и друг, крупнейший представитель северонемецкой органной школы, один из наиболее значимых композиторов добаховской эпохи.
Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях, а первым композитором, который использовал этот мотив, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H. Не остался в стороне и крупнейший музыкант-романтик Ференц Лист. Прелюдия и фуга на тему BACH, написанная виртуозом в 1855 году, входит в золотой фонд органного репертуара.
Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор, всего им написано 10 сочинений в это жанре. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику?
Творчество одного из крупнейших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви.  «Бог среди нас» – апофеоз цикла из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне.
Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания. Это дань классической органной традиции, пронизанная аурой XX столетия.
Бах/BACH и другие – грандиозный органный вояж.

Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Мария Коронова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

15 октября 2022, суббота, 20:00

Органный концерт «Через века: От Баха до Глазунова»

Совершить органное путешествие через века от Баха до Глазунова приглашает петербургская органистка Полина Курдюкова.
Трио-соната – новый органный жанр, созданный Иоганном Себастьяном Бахом для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Георг Бём известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты – сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации. Феликс Мендельсон-Бартольди – видный композитор-романтик и блестящий органист, возродивший музыку Баха, в своем органном творчестве писал в тех же жанрах, что и его гениальный предшественник. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов. Цикл из трех хоралов для большого органа главы французской романтической школы Сезара Франка и по сей день вызывает непреходящий интерес у исследователей органной культуры. Есть мнение, что три хорала символизируют Святую Троицу. Есть и версия, соответствующая жизни Иисуса: Рождество-Смерть-Воскресенье. Созданные в конце жизни, Три хорала стали символическим завещанием композитора. Они никак не связаны с каноническими церковными песнопениями, а представляют собой развернутые и захватывающие романтические поэмы, масштабные по своей форме и замыслу.
Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания. Известно ли вам, что создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, писал для Короля инструментов? Органное творчество Александра Глазунова неразрывно связано с французской традицией, но в то же время перекликается с баховскими принципами.
От Баха до Глазунова – не пропустите уникальную органную прогулку!

Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Полина Курдюкова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет

16 октября 2022, воскресенье, 16:00

Органный концерт «Бах и романтическая Европа»

Бах и романтическая Европа – за органом Аида Глухова.
В творчестве немецкого гения органная музыка достигла пика своего развития. Это не просто великие сочинения, созвучные любой эпохе, но и врата в бесконечность Космоса. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для многочисленных и разнообразных инструментальных составов. Дитрих Букстехуде, встреча с которым задала направление необъятному органному творчеству Баха – его старший современник и друг, крупнейший представитель северонемецкой органной школы, один из наиболее значимых композиторов добаховской эпохи.
Цикл из Шести сонат – центр органного мира Мендельсона, продолжателя традиций Иоганна Себастьяна в эпоху романтизма. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.
Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику?
Блестящий ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания.
Жан Лангле, выдающийся французский музыкант XX века, занимал пост приходского органиста знаменитого парижского собора Святой Клотильды, где до него служили великие Сезар Франк и Шарль Турнемир. Лангле очень любил инструмент эпохи Сезара Франка и Астрида Кавайе-Коля и создал для него более 254 опусов. Подобно своему близкому другу Оливье Мессиану, Лангле позиционировал создание сочинений для органа как свою религиозную миссию, как некий комментарий к Священному Писанию.
Бах и романтическая Европа – золотые страницы органного репертуара.

Исполнитель:
Аида Глухова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет

21 октября 2022, пятница, 20:00
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Легенды романтизма: Мендельсон-Брамс-Франк»

Легенды романтизма: сочинения Мендельсона, Брамса и Франка представляет саратовская гостьи органных вечеров Елизавета Иванова.
Феликс Мендельсон — первооткрыватель Баха в XIX веке, продолжил традиции великого учителя, привнося в них неповторимый дух своего времени. Центр его органного творчества – Цикл из шести сонат. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.
Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.  
Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд Сезар Франк  писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Александр Гильман – выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки и инициатор открытия двух крупнейших учебных учреждений. Это Schola Cantorum de Paris — частная консерватория, основанная в противовес Парижской консерватории, и Органная школа Гильмана в Нью-Йорке.
Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия.
Сочинения выдающегося композитора Сергея Ляпунова, к сожалению, чаще звучат во Франции, где артист нашел свое последнее пристанище, а уникальный цикл из 12 виртуозных романтических программных этюдов, написанных как продолжение к бесспорному шедевру XIX столетия великого виртуоза фортепиано Ференца Листа, прозвучал в Петербурге полностью не так давно.
Сюрприз концерта – сочинения Данилы Милютина, члена молодежного отделения Союза композиторов России, чьи сочинения, написанные в самых разнообразных жанрах, звучат в многочисленных городах России. Композиция «Замок Волкихар» – лауреат II степени Международного конкурса Альфреда Шнитке в номинации «Сочинение для юных органистов». Премьера состоялась 21 апреля 2021 года. Премьера пьесы «Невесомость состоялась 12 апреля 2022 года, в День космонавтики.
Легенды романтизма – незабываемые музыкальные впечатления.

Исполнитель:
Елизавета Иванова, орган
Саратов

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет

22 октября 2022, суббота, 20:00

Органный концерт «Бах и готика Франции»

Бах и готика Франции. Великолепная петербургская органистка Наталья Михайлова приглашает вас отправиться во Вселенную самого органного композитора мира и взлететь над шпилями парижских соборов.
Вершина органного Олимпа – Бах, творивший на протяжении жизни для Короля инструментов в самых разнообразных жанрах. Его творчество бесконечно, как Космос, и не оставляет равнодушными как музыкантов, так и публику вот уже несколько столетий. Прозвучит самое известное сочинение Иоганна Себастьяна. Да, это она. Легендарная Токката и фуга ре минор, предмет яростных споров баховедов на предмет авторства! Органные транскрипции лейпцигский кантор делал исключительно с огромным удовольствием. Подлинный шедевр – транскрипция Адажио из знаменитого гобойного концерта Алессандро Марчелло.
Сезар Франк – основоположник французской традиции эры симфонического органа, возродивший искусство органной импровизации. Великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды сам Ференц Лист сравнивал с Бахом, восхищаясь его незаурядным композиторским даром. Вы услышите три разнохарактерные пьесы Мастера. Романтическая линия концерта продолжена проникновенным Адажио и виртуозной Токкатой из знаменитой органной Симфонии № 5 Видора, ярчайшей фигуры XIX-XX на музыкальном Олимпе Франции. Органист-виртуоз, симфонический дирижёр, педагог, эксперт по органостроению, он стал инициатором установки в Большом зале Московской консерватории симфонического органа гения органостроения – Аристида Кавайе-Коля.
Готическая сюита Леона Боэльмана – одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа.
Бах и готика Франции – присоединяйтесь к невероятному органному квесту!

Исполнитель:
Наталья Михайлова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет

23 октября 2022, воскресенье, 16:00

Органный гала-концерт «Орган без границ»

Орган без границ – грандиозный гала-концерт молодых органистов во главе с их наставником, блестящим исполнителем и организатором многочисленных творческих проектов Натальей Гольфарб.
Желанный гость любого органного концерта – Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга соль мажор BWV 541 связана с судьбой его старшего сына Вильгельма Фридемана. Сочинение было написано в броской итальянской манере и предназначалось для прослушивания на место хранителя нового органа органостроителя Иоганна Готфрида Зильбермана в дрезденской церкви Святой Софии. Оно позволило Вильгельму Фридеману с блеском пройти испытание: он занимал пост органиста в течение двадцати лет.
Глава французской романтической школы Сезар Франк — органист и композитор, был неразрывно связан с баховской традицией, что проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен Баха. Глобальное полифоническое мышление Франка в сочетании с романтическими приемами изложения создали свой неповторимый стиль. Родоначальник жанра органной симфонии, великий композитор и органист Шарль-Мари Видор был приглашён временно занять пост органиста парижской церкви Сен-Сюльпис взамен умершего Лефебюра-Вели, и состоял в этой должности в течение… 64 лет! Всего им было написано 10 органных симфоний. Видор воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику?
Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба.
Королем саундтреков, гениальным Микаэлом Таривердиевым написано множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя. Премьера Первого концерта для органа «Кассандра» состоялась в 1985 в Западном Берлине. Яркие акценты концерта – сочинения британского композитора Перси Истмэна Флетчера и нашей современницы Ирины Дубковой.
Орган без границ – присоединяйтесь к потрясающему музыкальному вояжу!

Исполнители:
Лауреат международных конкурсов, доцент Наталья Гольфарб, орган
Дарья Сидорова, Екатерина Дунаева, Елизавета Рубцова, орган
Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет

28 октября 2022, пятница, 20:00

Органный концерт «Бах и романтическая Германия»

Бах и романтическая Германия – масштабный концерт Лилии Кузнецовой, в котором самый органный композитор Вселенной, Иоганн Себастьян Бах, предстанет в окружении немецких романтиков.
Органные сочинения Мастера – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в вечность. Музыка Баха неизменно вызывает эмоциональный отклик у самой разной публики, а композиторы, творившие после Иоганна Себастьяна в самых разных странах и эпохах, продолжают развивать приемы его музыкального письма в своих опусах. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.
Величайшие композиторы мира в разное время использовали в своих сочинениях код имени Иоганна Себастьяна Баха B-A-C-H, в котором четыре буквы соответствуют четырём звукам. Этот музыкальный мотив живет более, чем в 400 сочинениях. Прелюдия и фуга на тему BACH – одно из трёх масштабных сочинений для органа Ференца Листа. Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа — именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.
Творчество Шумана, другого немецкого гения-романтика представлено этюдами в форме канонов для педального фортепиано, инструмента, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом. Музыка Йозефа Габриэля Райнбергера начинает звучать в России все чаще. Творческое наследие композитора охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. «Музыка – выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», – сказал как-то композитор.
Бах и романтическая Германия – фейерверк стилей и жанров в течение одного вечера!

Исполнитель:
Лилия Кузнецова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет

29 октября 2022, суббота, 20:00

Органный концерт «Сюита в старинном стиле: от Баха до Таривердиева»

Сюита в старинном стиле: от Баха до Таривердиева – новое воплощение творческих фантазий Санкт-Петербургского концертного дуэта.
Жанр сюиты, рожденный несколько веков тому назад, объединяет несколько частей, включая разнохарактерные танцы, контрастирующие между собой. В середине XIX века появился принципиально новый формат сюиты, основанный на музыке к театральным постановкам, операм и балетам, а в XX веке – на музыке к кинофильмам. Тем не менее, интерес к старинной сюите у композиторов последующих эпох не угас и они создали мастерские стилизации для различных инструментальных составов. Именно об этом – наш концерт.
Все начнется с Баха, неизменно любимого и желанного гостя любого органного концерта. Прелюдия к музыкальной встрече – хоральная партита, жанр органных вариаций на мелодию хорала. Король инструментов безграничен в своих возможностях, поэтому нет ничего удивительного в том, что оркестровая сюита прозвучит в транскрипции для скрипки и органа. Микаэл Таривердиев, чьи песни и музыку к кинофильмам мы знаем наизусть, создал множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя. Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» — виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко. Особый интерес вызывает обращение к жанру старинной сюиты самобытное сочинение Александра Гречанинова, более известного как автора многочисленных хоровых шедевров, а также Ефрема Цимбалиста, блестящего скрипача, создателя виртуозных сочинений для скрипки. Яркий акцент программы – прикосновение к творчеству Хесуса Гуриди, баскского композитора ХХ столетия, чей самобытный стиль объединил традиции позднего романтизма, унаследованного от Вагнера, и аутентичную музыкальную культуру басков. Медитация Олега Янченко, патриарха российской органной школы, на тему итальянского композитора Лоренцо Перози – эхо позднеромантической традиции.
Сюита в старинном стиле – фантазии и мистификации от блестящих музыкантов Екатерины Маришкиной и Марка Таубе.

Исполнители:
Санкт-Петербургский концертный дуэт:
Заслуженный артист РФ Марк Таубе, скрипка
Лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет

30 октября 2022, воскресенье, 16:00

Органный концерт «Орган и магия дудука».

«Орган и магия дудука Орган и дудук – два древнейших духовых инструмента с абсолютно разной историей, тем не менее, прекрасно сочетающиеся и дополняющие друг друга. Дудук, созвучный человеческому голосу, благодаря частому вибрато, и орган, ассоциирующийся с мощью и космизмом. Сочетание тембров, рождающее уникальный спектр звукописи. Кроме сочинений армянских авторов, прозвучат русские народные песни. В это вечер замечательный музыкант Руслан Шмельков в органном сопровождении харизматичного Егора Колесова будет переходить от дудука…к кларнету. Сочетание органа и кларнета является очень редким и необычным явлением в музыкальном мире. Многие аранжировки, которые входят в репертуар ансамбля, сделаны самими музыкантами. Альянс этих двух инструментов откроет абсолютно новые версии хорошо известных опусов, например, Вокализа Рахманинова.
Сольный орган представлен редко звучащими сочинениями князя Владимира Одоевского и Николая Черепнина, а также легендарным Вальсом цветов из «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского в авторском переложении Егора Колесова. Русская органная линия продолжена обращением к творчеству Александра Глазунова. Известно ли вам, что создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, писал для Короля инструментов? Его органное творчество неразрывно связано с французской традицией, но в то же время, перекликается с баховскими принципами. Французский гость концерта – Александр Гильман – выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки, в творчестве которого органные сонаты занимают особое место. Финал концерта — одно из последних сочинений Франсиса Пуленка, его кларнетовая соната, где с истинно французским юмором сочетается глубокий трагизм.
Орган и магия дудука – незабываемый вечер в обществе любимых петербургских музыкантов.

Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Руслан Шмельков, дудук, кларнет
Егор Колесов, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Ссылка на покупку билетов: https://imayc.ru/place/rimsko-katolicheskij-hram-lurdskoj-bogomateri/