НА КАРАНТИНЕ – В МАРИИНКУ ONLINE

0
451

Тотальный карантин ударил по театралам в моральном смысле, вероятно, больше, чем по кому бы то ни было в Санкт-Петербурге – в городе, который многие по праву считают «театральной меккой». Любителей оперных, балетных и драматических спектаклей в более чем пятимиллионном городе насчитывается, по подсчетам специалистов, сотни тысяч, не менее. Кроме того, я лично знаю москвичей, которые приезжают на дневном Сапсане, чтобы посмотреть спектакль в Мариинке или в БДТ и уезжают обратно ночью на «Красной стреле» или на двухэтажном… А сколько театральных туристов из других уголков нашей необъятной родины и иностранных гостей!

Выход в театр, помимо собственно просмотра спектакля, это настоящая церемония, ритуал. Как говорится в известной пословице, начиная с вешалки. Дамы «выгуливают» свои вечерние платья и лабутены; спектакль – это, как правило, повод для встречи с друзьями и подругами или волшебная прелюдия к любовному свиданию. В антракте буфет с обязательным капуччино или американо с конфетой или с бутербродом с лососем, у кого-то – бокал красного сухого или рюмка коньяка. После спектакля обязательное обсуждение увиденного и услышанного: тембров голосов теноров, баритонов и сопрано, актерской игры, режиссерских замыслов – бешеные восторги или раздраженное возмущение! Театр – это параллельный мир, альтернативная форма жизни, башня из слоновой кости, наконец!

И вдруг всё это остановилось, исчезло на неизвестное время, а карантин обязал всех к аскезе. Однако руководство абсолютного большинства городских театров показало себя в это непростое время с лучшей стороны, найдя компромиссный выход в виде демонстрации на своих сайтах в Интернете он-лайн трансляций наиболее полюбившихся публике спектаклей.

Не вызывает большого удивления, что лидером по числу просмотров оказался Мариинский театр. Тем более, что он-лайн трансляцию можно смотреть, как известно, из любой точки Земного шара, да, пожалуй что, и в космосе: надо полагать, на МКС с интернетом проблем быть не должно.

Среди спектаклей, которыми Мариинка щедро поделилась со своими верными почитателями в апреле – несколько несомненных шедевров, несколько алмазов из великолепной короны одного из лучших театров мира. Прежде всего, это великая и страшная «Пиковая дама» Чайковского в сверхпопулярной постановке Алексея Степанюка с пронзительным Максимом Аксеновым в роли Германа и полной наивного девичьего очарования Лизой в исполнении Ирины Чуриловой. Эту постановку театр совсем недавно, в ноябре прошлого года, возил на гастроли в Японию, и успех там был просто ошеломительный!

При ближайшем рассмотрении оказалось, что если ПК, подсоединенный к сети Интернет, вывести при помощи провода HDMI на экран плазменной панели, получается картинка исключительно высокого качества, у которой есть свои неотъемлемые преимущества: например, съемка с нескольких камер и крупные планы, лица и пластика актеров, как будто мы стоим рядом на сцене. Такого не увидишь даже из первого ряда, а билеты в первые ряды, скажем прямо, стоят денег. Все спектакли Мариинки снимаются и монтируются профессионалами высочайшего класса знаменитого французского музыкального телеканала Mezzo. Сейчас на онлайн-трансляциях мы можем оценить это в полной мере. Судороги мышц вспотевшего от страсти лица безумного Германа, Лиза как бы ожившая с полотна Брюллова «Девушка и виноград», бледная испуганная до смерти графиня… И все это под гениальную музыку Чайковского!

Конечно, декорации лучше видны «живьем», звук оркестра и солистов тоже лучше слышны в зале. И все же, совершенно неожиданно для многих зрителей, он-лайн вариант дает новый необычный ракурс любимого спектакля. Среди других шедевров, уже показанных Мариинкой в период карантина, нельзя не упомянуть поражающий роскошью декораций и виртуозностью классического танца балет «Медный Всадник» на музыку Рейнгольда Глиэра в постановке Юрия Смекалова. В этом балете, чье либретто основано на прославленной поэме Пушкина, мы видим Санкт-Петербург, попавший в беду тотального наводнения. Кажется, что эти события как-то рифмуются с сегодняшней грозной пандемией, и мужество и оптимизм, звучащие в финале балета, когда во второй раз оркестр играет «Гимн великому городу», укрепляют сегодня в нас веру в торжество человека над недугом.

Порадовал нас театр и написанной в свое время специально для великой Майи Плисецкой ее супругом, всемирно известным композитором Родионом Щедриным «Анной Карениной» (хореография Алексея Ратманского). Полагаю, что несравненная прима Мариинки Ульяна Лопаткина внесла свои незабываемые краски в трагический женский образ из романа графа Толстого.

И как вишенка на торте – совсем авангардный балет на музыку Бориса Тищенко «Ярославна. Затмение» с очень современной и угловатой гротескно-рельефной хореографией Владимира Варнавы и лучшим премьером Мариинки Юрием Смекаловым в роли князя Игоря.

За пультом оркестра во всех спектаклях – и оперных, и балетных – сам Валерий Гергиев, что обеспечивает высочайшее качество музыки, звучащей в каждом из них.

Каждый спектакль можно смотреть онлайн по адресу https://mariinsky.tv/, начиная, как правило, с 19.00, каждый вечер, за исключением детских спектаклей, идущих по выходным в дневное время. Спектакль доступен по указанному выше адресу в течение суток до начала следующей онлайн-трансляции – таким образом, его можно просмотреть несколько раз. О том, какая опера, балет или концерт будет сегодня вечером, можно узнать за сутки или утром того же дня.