17, 18 (14.00 и 19.00) и 31 марта в Санкт-Петербургском Театре музыкальной комедии на Итальянской, 13 пройдут премьерные спектакли новой версии прославленной «Летучей мыши» Иоганна Штрауса-сына. Музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный артист России Андрей Алексеев. Сценограф – Юрий Наместников. Балетмейстер – Мария Кораблева. Режиссер-постановщик – лауреат Государственной премии России Игорь Коняев. Он поделился с нашими читателями подробностями новой постановки.
– «Летучая мышь» – один из самых популярных спектаклей всех времен и всех стран. Директора театров называют ее «кормилицей» из-за гарантированно хорошей кассы. «Мышей» много, только в Санкт-Петербурге есть пять актуальных постановок. Насколько мне известно, Вы перенесли действие в Россию начала ХХ века, а Ваши герои – чеховские дачники…
– Да, это большее, что я сделал – перенес место действия в Россию, не более того. Дело в том, что сразу после Великой Отечественной войны государством было принято решение о том, чтобы у нас появились качественные переводы на русский язык классических опер, оперетт и вообще всего иностранного. Поэтому в 1947 году был сделан заказ драматургу Николаю Эрдману и Михаилу Вольпину, чтобы они перевели «Летучую мышь» на русский язык. В результате они ее переписали, приблизительно все-таки сохранив сюжет венского оригинала. Одна только история с «Собакой Шульца», придуманная ими, достойна какой-нибудь литературной премии. Поэтому называть текст Эрдмана-Вольпина переводом венской «Летучей мыши» просто неприлично. Русский театр имеет дело с текстом русских авторов уже более семидесяти лет!
– А что у вас с артистами – одни звезды или новые имена?
– У нас всё есть: и звезды, и новые имена. Прежде всего, я назову Карину Чепурнову и Наталью Савченко – это наши Розалинды. Готовится выйти в этой роли и Евгения Крохина, я думаю это новое имя для петербуржской публики. Олега Ромашина уже успели полюбить ценители классической оперетты. Он и Олег Корж порадуют нас своими Генрихами. Будет и «московский гость». В роли Генриха Айзенштайна зрители увидят солиста московской оперетты Николая Семенова. Порадуют в роли Фалька своих поклонников Антон Олейников, Владимир Ярош, Александр Леногов. Адели у нас замечательные: Анастасия Лошакова, Елизавета Белоусова, Анна Булгак. Я могу перечислять многих великолепных артистов: Александра Байрона, Владимира Яковлева, Федора Осипова в роли Альфреда, Татьяну Васильеву и Валентину Кособуцкую в роли Амалии, жены прокурора. Мы с Андреем Алексеевым даже придумали музыкальный номер для комической тройки: прокурор-жена-прокурорская дочка. Одним словом, приходите, не пожалеете. Такой «Летучей Мыши» вы не увидите ни у кого. И даже если вы уже видели все пять, которые идут в городе, наша шестая будет особенная. Это я вам обещаю!
– А какой вообще жанр, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребован у публики?
– Я не социолог и не культуролог. Я не провожу опросы зрителей. Знаю, что многие театры ведут статистику посещаемости и интересуются вкусами зрителей. Я могу только положиться на собственные ощущения. Вот, например, совсем недавно я посмотрел фильм «Чебурашка» и не удивился, что эта наивная детская картина побила все рекорды посещаемости кинотеатров. Почему не удивился, потому что мне как профессионалу известно: в трудные исторические времена люди хотят сказок и чудес. Хотят победы добра над злом. Верят, что любовь способна победить смерть… Вот и делайте выводы. Все хорошо знают, что во время Блокады самым посещаемым театром был театр Музыкальной комедии. А самыми главным голосом на радио оставался жизнеутверждающий голос Ольги Берггольц. Людям очень нужны примеры счастья и радости, стойкости и смелости. Сегодня каждый театр должен в этом направлении искать свой репертуар, и выбирать свой жанр позитивного разговора со зрителем.
– Какие из ваших работ самые популярные на сегодняшний день? Что из них для вас самого представляет наибольшую ценность и интерес?
– Мне кажется, что на сегодняшний день самый популярный у меня спектакль по роману Павла Санаева «Хроники Раздолбая», премьера которого состоялась в ноябре прошлого года в Театре-фестивале «Балтийский дом». Я вижу, с каким интересом его посещают зрители, с каким интересом его смотрят и какие любопытные отзывы они оставляют. А вот наибольшую ценность и интерес во всех театрах, с которыми я сотрудничал, и во всех спектаклях какие я только ставил, представляют для меня артисты, с которыми я работал. В театре нет ничего важнее артиста. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал: «Московский Художественный театр не нанимает, а коллекционирует своих артистов». Вот и я всегда стараюсь, чтобы в моих спектаклях артисты составляли особую коллекцию неповторимых индивидуальностей, которые восхищают зрителей своим талантом.
– Расскажите о прошедшем недавно вашем юбилее: что для вас такие даты – повод оглянуться на сделанное или что-то еще?
– Так случилось, что я не праздную свой день рождения. Для меня самое большое счастье и радость, если в день рождения я остаюсь наедине со своей женой и со своей собакой. Но не всегда это получается. Иногда невозможно избежать гостей и поздравлений, потому что в театр, как и в монастырь, «со своим уставом не ходят». Прошедший юбилей был для меня неожиданным и самым фантастичным из всех возможных. Я праздновал его в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке, в уникальном зале «Русской драмы». Даже в самом чудесном сне такой юбилей не мог мне присниться. Наверное, произошло это молитвами покойного Александра Аркадьевича Белинского, который боготворил Театральную библиотеку и ее сотрудников. Сейчас я воспользуюсь случаем и еще раз поблагодарю Рахиль Александровну Кане и всех, кто был причастен к организации этого неожиданного для меня подарка. Спасибо, мои дорогие! Я никогда этого не забуду!