Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье» на Рубинштейна, 13, по мнению многих горожан, на протяжении всех 33 сезонов его творческой деятельности – одно из лучших в северной столице мест для проведения культурного досуга всей семьей. Оперы для детей здесь сделаны с такой мудростью и мастерством, что они бесконечно увлекательны и познавательны и для взрослого зрителя. А на многие спектакли из «взрослого» репертуара, маркированные 16+, можно без каких-либо опасений приводить даже и совсем маленьких детей, не говоря о школьниках. Один из основателей, бессменный художественный руководитель  и главный режиссер театра, народный артист РФ Александр Петров отвечает на вопросы корреспондента «ВСП».

— Как ваш театр переживает карантин, и какие выходы вы находите из этой непростой ситуации?

— Я думаю, что здесь правильнее употребить этот глагол уже в прошедшем времени – «как мы переживали». Театр с 15 июля уже работает в репетиционном режиме, в тех нормах, которые  утверждены для хоровых и оркестровых групп с солистами. Поэтому весь этот ужас, в который мы были погружены почти четыре месяца, уже прошёл. Возвращаясь назад, могу сказать, что это была непростая ситуация. Разом остановилось всё: поездки (в том числе с «Евгением Онегиным» в Москву на «Золотую маску»), договоры, спектакли, премьеры, тысячи разных вещей. Я тут не буду оригинален – об этом говорили многие  люди. Но было у нас и своё ноу-хау: то, как мы продолжали занятия. У нас со студентами были встречи каждый день. Это было хитро придумано. Мы занимались разучиванием оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта. И это был новый характер изучения. У студентов был записан рояльный «минус», на который они накладывали свои вокальные партии. Далее все эти партии попадали к мастерам нашего радиоцеха, где всё сводилось в единую звуковую историю. И я уже слушал готовые ансамбли – терцеты, квартеты, дуэты. При этом никто «в реале» не виделся. Я оценивал работу солистов и писал им свои замечания – что и как изменить, улучшить. Таким образом мы выучили практически всё произведение – целых два акта.  Готовимся к премьере «Свадьбы Фигаро» в новом сезоне.

— Насколько мне  известно, вы сейчас репетируете «Отелло», половину которого вы показали в прошлом году. Почему вы обратились к «Отелло»?  Хотя «Отелло» считается одной из лучших опер Верди, её у нас в городе ставят не так часто. Что заставило вас обратиться именно к этому произведению?
— Мало ставят эту оперу потому, что очень трудно найти тенора, который способен всё это выдержать в течение четырех актов и остаться живым. У нас в «Зазеркалье», к счастью, даже два таких тенора есть. И это во многом объясняет, почему мы замахнулись на это произведение. Действительно, мы достаточно долго проверяли себя, сможем ли справиться: сначала в концертном исполнении представляли зрителям большие сцены и фрагменты оперы, а теперь, наконец, готовимся к премьере «Отелло» – ею мы откроем 34-й сезон «Зазеркалья» 4 и 6 сентября. Когда стало ясно, что солисты могут всё это спеть и сыграть с оркестром, мы вплотную приступили к работе над огромными массовыми сценами, которые во многом определяют драматический размах, масштабность и динамику этой оперы Верди.  В хоровых сценах занята практически вся труппа включая всех солистов, которые есть в нашем театре. 
Вы спрашиваете, почему именно  «Отелло»? Да потому что – о любви.

 Три года назад был совершенно блистательный успех вашей «Кармен», и я вас спрашивал, в чем загадка? Вы ответили одним словом – страсть.
— Меня уже спрашивали, почему «Кармен», а теперь – почему «Отелло». Всё это – про любовь! На самом деле, как бы ни был ужасен финал шекспировской трагедии, это всё равно об огромной любви.


— А в чём секрет востребованности вашего «Декамерона»?
— «Декамерон» — это студенческий спектакль, с которым мы объездили уже много городов: несколько раз побывали в Москве, ездили во Владивосток и скоро покажем спектакль на фестивале «Волжские сезоны»  в Самаре. Говорят в шутку, что я провидец и первым предсказал, что возникнет весь этот ужас, эта короно-чума. И у Боккаччо, и в нашем спектакле эту чуму, эту пандемию побеждают молодость и любовь. И юмор, конечно.
Интуиция мне подсказывает: когда наступит осень, чума должна уйти, хотя нас пугают второй волной. Но то, что театры вовсю начинают открываться и работать – это уже оправдание моего предвидения.

— За 33 года существования вашего театра у вас никогда не было Вагнера и Рихарда Штрауса – это из-за того, что у них слишком большой оркестр или ещё по каким-то причинам?
 — Вы бьете в больную точку. Мы переживаем из-за того, что у нас не было ни Вагнера, ни Рихарда Штрауса. Хотя Штраус и был в каких-то маленьких фрагментах, которые мы готовили как лабораторные опыты. Но наш оркестр прибавляется и растет, так что когда-то «Зазеркалье» освоит и эту музыку. А желание поставить «Тристана и Изольду» у нас огромное, и мы очень верим, что когда-нибудь дело до этого дойдёт.

— А какими детскими спектаклями порадует «Зазеркалье» в грядущем сезоне?
— Это странное карантинное время подарило нам возможность кое-что придумать с разными авторами для нового сезона. После «Отелло» мы выпустим замечательный мюзикл «Муравейка, или От рассвета до заката», своего рода «детский триллер» по сказке Виталия Бианки, он уже разучивается. У Бианки речь идет о муравьишке, который в течение дня пытается пробраться домой, потому что ночью все двери закрывают. Поэтому «от рассвета до заката». Но это лишь канва сюжета! Авторы мюзикла – очень талантливые люди: либреттист Вадим  Жук и композитор Роман Львович, с которым мы уже сотрудничали.
Для подростков и взрослых мы готовим мюзикл по «Гиперболоиду инженера Гарина» Алексея Толстого. Композитор – Сергей Плешак, который не так давно создал для нас очень славного «Старика Хоттабыча». Мы воспользовались его тонким стилистическим даром, а в качестве либреттистки выступает писательница и сценаристка Ольга  Погодина-Кузмина. Это произведение должно оказаться на нашей сцене в начале 2021 года.
Но, как говорят англичане, «not only that» (не только это)! Анастасия Беспалова, уральский композитор, уже практически написала для нас произведение «Ай! Болит! или Приключения доктора Дулиттла» по сказке времён Первой мировой войны, написанной английским писателем Хью Лофтингом.  Именно эту сказку в своё время Чуковский взял за основу своего знаменитого «Айболита».  Беспалова уже представлена в нашем театре специально для «Зазеркалья» написанными «Крошечкой-Хаврошечкой»,  «Белым Клыком», «Теремком», «Забытым днём рождения». Автор либретто – московский поэт Лев Яковлев, либреттист «Белого Клыка».

Для взрослой публики мы готовим еще и моцартовскую «Свадьбу Фигаро», большой спектакль, где будут заняты оба состава – студенческий (дипломный спектакль моего курса в РГИСИ) и «взрослый», с ведущими артистами «Зазеркалья». Кроме этого, в октябре мы представим капитальное возобновление оперы Чимарозы «Тайный брак». Капитальное – потому что там будет новый для этого спектакля блестящий состав:  Яков Стрижак, Дамир Закиров, Ольга Васильева, Екатерина Курбанова, Иван Васильев – артисты, умеющие и любящие петь такую музыку.


— Вы учите в Театральном институте будущих актёров и  режиссёров музыкального театра, общаетесь с поколением, которое не застало советскую власть и живёт совсем в другом  мире, чем жили мы. Как бы вы могли их охарактеризовать?
— Сложно сказать в двух словах. Мне кажется, прежде всего они порядочные люди. Это очень важно, это самое главное, что нас соединяет. Студенческие курсы бывают разными по уровню и качеству. Ведь это трудно, чтобы человек и пел, и танцевал, был бы и пластичным, и красивым, а при этом ещё и не сволочь…  Это очень непросто собрать – особенно последнее. И если всё соединяется, это очень здорово. И ради этого хочется ходить на работу в театр!

Александр Васильевич Петров
Родился 31 октября 1949 в Ленинграде
1974 – окончил факультет оперной режиссуры Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
19741987 — режиссёр-постановщик в Малом оперном театре.
1987 – создал совместно с дирижером Павлом Бубельниковым детский оперный театр «Зазеркалье»
1998 – заслуженный деятель искусств РФ
2011 – народный артист России
Всего Александром Петровым в России и за рубежом поставлено более ста спектаклей, из них более 80 — в театре «Зазеркалье».