Завершая календарный 2019-й год, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии сделал роскошный предновогодний подарок детям и их родителям. В репертуаре театра прописалась новая постановка хорошо известной нескольким поколениям российских и даже ещё советских детей «музыкальной феерии в двух действиях» современного классика Сергея Баневича на либретто Николая Денисова по мотивам сказки Ганса-Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Оркестровая редакция для камерного состава создана главным дирижером Музкомедии замечательным петербургским музыкантом Андреем Алексеевым. Режиссер-постановщик – Анастасия Удалова, чье имя тоже знакомо завсегдатаям петербургских театров – и детских, и взрослых. Ее спектакль «Брысь!» в репертуаре Театра музыкальной комедии сохраняется с 2013 года. А за месяц до «Солдатика» на малой сцене театра «Мюзик-Холл» состоялась ее же весьма успешная премьера американской чёрной джаз-комедии «Мышьяк и кружева».
На самом деле, «Стойкий оловянный солдатик» Баневича/Денисова, впервые поставленный в 1986 году на сцене ленинградского «Ленкома» (ныне – «Балтийский дом»), изначально создавался его авторами именно для Музкомедии. Но тогда что-то не срослось, а в «Ленкоме» спектакль имел ошеломляющий успех – в общей сложности за несколько лет прошло более 400 (!!!) спектаклей, что является одной из вершин кассового успеха театральной постановки в нашем городе за все три с лишним столетия его истории.
Новый «Солдатик» Анастасии Удаловой, которая справедливо считает повесть Андерсена «не совсем сказкой», а скорее – притчей, поражает, прежде всего, просто-таки разнузданным великолепием костюмов и декораций, созданных по эскизам художника Сергея Новикова. Для детских глаз это разнообразие и роскошь цветов, не выходящие, однако за границы отменного вкуса, – безусловно, настоящий праздник! Пленяет также оригинальная и детально прорисованная для всех ролей сценическая пластика и хореография Ирины Шароновой. В образе Прекрасной балерины в исполнении молодой артистки балета Александры Косик в избытке присутствует так хорошо знакомое нам из жизни самолюбование молодой красотки, но недостает, на мой взгляд, внимания и чувства к Солдатику, которые должны по сюжету постепенно проснуться в ее душе. Ярко и выпукло сыграны характерные и гротескные образы сказочных злодеев – Чертенка из табакерки (Роман Воркуев), Крысы (з.а. России Татьяна Васильева), Крота (Александр Шапоров). К ним надо прибавить самовлюбленного Заводного соловья (великолепно исполнен Дмитрием Петровым), наводящего на всех своим механическим «пением» оторопь. С музыкальной точки зрения этот персонаж – великолепная пародия на композиторов, которые считают, как один известный киногерой, что «музыку надо не сочинять, а изобретать». Но, как известно, отрицательных героев сыграть проще – гораздо сложнее правдоподобно изобразить на сцене идеал. И это в известной мере удалось Виталию Головкину в роли Солдатика: его настоящая военная выправка и рыцарский «гумилёвский» пафос выглядят вполне искренним и убедительным – им веришь.
Сергей Баневич, в свое время, правильно – на примере собственной же оперы «История Кая и Герды» – рассудил, что сюжет, взятый у гениального сказочника Андерсена, обеспечивает треть, если не половину будущего успеха. Вторую часть этого успеха обеспечила, конечно же, волшебная музыка самого Баневича – тонкого и чуткого мелодиста, великого мастера музыкального портрета. С остальными составляющими блестяще справились режиссер спектакля, музыкальный руководитель и талантливые актеры труппы Музкомедии, честно заслужившие свои аншлаги и аплодисменты больших и маленьких восторженных зрителей.
Ближайший спектакль «Стойкого оловянного солдатика» состоится 8 февраля.