Ссылка на покупку билетов: https://imayc.ru/place/rimsko-katolicheskij-hram-lurdskoj-bogomateri/
4 ноября 2022, пятница, 20:00
Органный концерт «Бах-Вивальди-Петербург»
Бах-Вивальди-Петербург — концерт молодой харизматичной органистки Эльноры Гросс. Бах и Вивальди. Две вершины эпохи барокко Германии и Италии. Два гения-небожителя, незаслуженно и надолго забытые. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Концерт ля минор, представленный в баховской органной транскрипции, – один из самых популярных в репертуаре Короля инструментов.
Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, – делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа.Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Токката и фуга ре минор — самое известное в мире органное сочинение, по сей день вызывает горячие споры баховедов на предмет подлинного авторства. Пассакалия из оперы «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича несет важнейшую драматургическую нагрузку в канве сюжета. Яркий акцент концерта — гимны и полонезы выдающихся русских композиторов, творивших в Петербурге, в числе которых Козловский, Бортнянский и Глинка. Бах-Вивальди-Петербург — побалуйте себя музыкальными изысками.
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Эльнора Грос, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
5 ноября 2022, суббота, 20:00
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Встреча гениев: Бах-Вивальди-Франк»
Встреча гениев: Бах-Вивальди-Франк — концерт выдающегося петербургского органиста и педагога Юрия Семенова.
Органное творчество проходит через всю жизнь германского гения Иоганна Себастьяна Баха. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Прелюдия и фуга до минор относится к лейпцигскому периоду творчества. В ней сконцентрированы основные черты творчества гения – масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность.
Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, Бах создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Бах и Вивальди никогда не виделись, зато в наши дни постоянно встречаются на афишах. Лейпцигский кантор высоко ценил и тщательно изучал творчество гениального рыжего аббата, создав целый ряд уникальных органных транскрипций его инструментальных концертов. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Концерт ре минор, представленный в баховской транскрипции, – занимает топовое место в органном репертуаре.
Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Встреча гениев — присоединяйтесь!
Исполнитель:
Юрий Семенов, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
6 ноября 2022, воскресенье, 16:00
Органный концерт «На языке Барокко».
«На языке Барокко — концерт любимой публикой органистки Натальи Михайловой. В программе концерта — органные шедевры одной из самых ярких эпох в истории человечества. В каждой стране этот причудливый стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов породили Германия и Италия – родина Барокко.
Дитрих Букстехуде — глава северонемецкой органной школы, знаменитый предтеча Баха, по достоинству оценивший его талант и оказавший бесспорное влияние на стиль великого Мастера. Иоганн Каспар Керль — один из самых виртуозных органистов своего времени, обучался в Риме, служил при мюнхенском и венском дворах, познакомив немецкую публику с самобытным итальянским церковным стилем. Сам император Леопольд I был восхищён искусством органной импровизации Керля, сопровождавшей его коронацию. Георг Муффат – интереснейшая фигура. Предки музыканта по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество – важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico-Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
Иоганн Себастьян Бах представлен рядом гениальных органных транскрипций: обработкой легендарного Адажио из гобойного концерта Алессандро Марчелло и скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского – очередного примера сочинительства этим правителем талантливейшей музыки. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Никогда не встречаясь, они стали соавторами ряда безусловных шедевров, проверенных временем. Концерт ля минор, представленный в баховской органной транскрипции, – один из самых популярных в репертуаре Короля инструментов.
Английский гость вечера Джон Стэнли, будучи фактически слепым, обладал уникальной памятью, позволяющей свободно аккомпанировать ораториям Генделя, писать музыку и … наслаждаться карточными играми со своими многочисленными приятелями. Он часто играл на органе в Воксхолл-Гарденз и первым снимал пробу с новых церковных органов, а еще успевал преподавать.
На языке Барокко — ждем вас на празднестве ЗВУКА!
Исполнитель:
Наталья Михайлова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
11 ноября 2022, пятница, 20:00
Органный концерт «Между мирами»
«Между мирами» — самобытная программа органистки Виталии Котовой. Музыка двух самых органных стран представлена лучшими сочинениями разных жанров и эпох.
Николаус Брунс – один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.
Знаменитый цикл вершины органного Олимпа Иоганна Себастьяна Баха Токката, адажио и фуга до мажор, написанный в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой.
Макс Регер, творивший в разных стилях, – создал более двухсот шедевров для Короля инструментов. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, представлен своим ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом — Интродукцией и пассакалией. В сочинениях главы французской романтической школы Сезара Франка явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, возродивший забытое с баховских времен искусство импровизации, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, создав свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями, и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! В сочинении «Воспоминание о Бахе» собраны самые разные жанры из творческого багажа Иоганна Себастьяна в транскрипции для Короля инструментов.
Блестящий ученик Франка и Видора, Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет!Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Жан Арист Ален – французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, геройски погиб во Второй Мировой войне, оставив в наследии самобытнейшие сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока.
Между мирами: от Баха до Алена — не пропустите лучший органный концерт ноября!
Исполнитель:
Виталия Котова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
12 ноября 2022, суббота, 20:00
Органный концерт «Времена года и органная книга Германии»
Времена года и органная книга Германии — концерт любимой петербуржцами органистки Елены Антипиной, представляющий органную версию хита Антонио Вивальди и музыкальную летопись Германии эпохи барокко.
Невероятно популярная в наши дни музыка Антонио Вивальди – золотая классика. А вот для современников музыкант был дерзким новатором и экспериментатором. Как же мастерски неугомонный аббат изображал птичье пение, летнюю грозу или залихватские пляски итальянских крестьян, оставаясь при этом великим философом. В цикле из четырёх скрипичных концертов заключено множество смыслов: четыре времени года – четыре возраста жизни человека – четыре стороны света – четыре времени суток. А весь цикл «Времена года» – это наш путь от радости весеннего света к последним снежинкам зимы.
Органная Германия представлена мастерами добаховского периода. Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Николаус Брунс – немецкий органист, скрипач и композитор, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.
Сам Иоганн Себастьян представлен весьма разнообразно. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирного упражнения». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, Бах создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Финал концерта — Токката и фуга ре минор, самое «органное» сочинение мира.
Времена года и органная книга Германии — незабываемый ноябрьский вечер в компании великих.
Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639 (Мой зов к Тебе, Иисус Христос).
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
Исполнитель:
Елена Антипина, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
13 ноябрь 2022, воскресенье, 16:00
Органный концерт «Органная симфония Вселенной»
Органная симфония Вселенной — концерт лауреата премии «Органист года» (2021) Елены Приваловой, в котором прозвучат сочинения Баха, Мендельсона, Франка, представляющие необъятный спектр возможностей Короля инструментов.
Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления. «Великая» Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии.
Феликс Мендельсон — первооткрыватель Баха в XIX веке, продолжил традиции великого учителя, привнеся в них неповторимый дух своего времени. Центр его органного творчества — цикл из шести сонат. Они включают в себя всё многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. В первую часть Шестой сонаты заложена тема XIV столетия «Отче наш».
В период расцвета романтизма, во Франции утвердился новый тип инструмента — симфонический орган. По мнению исследователя Баха Альберта Швейцера, из-за особенностей органостроения, французский симфонический орган более близок к музыке Баха, чем его немецкий собрат. Убежденный «бахианец» Сезар Франк создает знаменитый цикл Прелюдия, фуга и вариация в форме барочного триптиха, отчасти навеянный сочинениями Баха. Бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Русский акцент программы — сочинение выдающегося композитора Сергея Ляпунова, к сожалению, чаще звучащего во Франции, где артист нашёл своё последнее пристанище. Уникальный цикл из 12 виртуозных романтических программных этюдов, написанных как продолжение к бесспорному шедевру XIX столетия великого виртуоза фортепиано Ференца Листа, прозвучал в Петербурге полностью не так давно.
Органная симфония Вселенной — шедевры мирового репертуара.
Исполнитель:
Лауреат премии «Органист года» (2021)
художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково»
Елена Привалова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
18 ноября 2022, пятница, 20:00
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «В движении и созерцании»
В движении и созерцании — эксклюзивная программа замечательной петербургской органистки Марии Вяйзя. Знакомые и малоизвестные имена, органные хиты и редко звучащие опусы. Космос Баха, лиризм Йонгена, зажигательные кельтские и латиноамериканские ритмы и не только.
Иоганн Адам Рейнкен — композитор и органист, один из значимых представителей северогерманской школы, друг великого Дитриха Букстехуде, оказавший большое влияние на молодого Иоганна Себастьяна Баха. Говорят, что после прослушивания, на котором молодой Бах импровизировал на тему лютеранского хорала An den Wasserflüssen Babylon, Рейнкен сказал: «Я полагал, это искусство уже умерло, но сейчас я вижу, что оно еще живёт в Вас». Бах использовал произведение Рейнкена Hortus musicus (Музыкальный сад) в качестве темы для своих сочинений.
Сам Бах представлен во всем многообразии своей органной вселенной. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный им в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего органного творчества мастера. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Особый акцент вечера — органные версии неорганных сочинений Иоганна Себастьяна: легендарная Ария из Третьей оркестровой сюиты, а также Симфония из кантаты № 29. Симфония представлена в транскрипции Марселя Дюпре, музыкального вундеркинда, выдающегося композитора, ученика великих органных мэтров – Гильмана, Видора и Вьерна, за свою долгую жизнь гастролировавшего с головокружительным успехом в многочисленных странах Европы, а также в Австралии, Канаде и Америке. Он известен также двумя сериями из десяти концертов, включавших все органные опусы Баха, которые были исполнены наизусть.
Жозеф Йонген — бельгийский музыкант, представитель валлонской композиторской школы и церковный органист. Его творчество соприкасается с традициями великого Сезара Франка. Два рондо, созданные в кельтском и латиноамериканском духе — хиты знаменитого немецкого органиста и композитора Ханса Андре Штамма, вот уже несколько десятков лет являющегося одним из ярчайших музыкантов своего поколения. Финал концерта — органная версия шедевра Камиля Сен-Санса из Карнавала животных — Лебедь.
В движении и созерцании — от медитации до безудержного танца!
Исполнитель:
Марина Вяйзя, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
19 ноября 2022, суббота, 20:00
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Печаль Пьяццоллы и сады Аранхуэса»
Печаль Пьяццоллы и сады Аранхуэса. Признанные музыкальные хиты прозвучат в неожиданном сочетании инструментов. Герои вечера — орган, скрипка и виолончель.
«Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы – четыре больших танго, объединенные темой бытия маленького человека в большом городе. Cuatro Estaciones Portenas — истории обитателей портовых кварталов, в которых собственно и родилось аргентинское танго. Любовь и разлука, страсть и печаль — все это в гениальных танго великого Астора.
Самое исполняемое в мире испанское сочинение – Аранхуэсский концерт Хоакина Родриго. На создание этого шедевра композитора побудила неповторимая красота королевских садов Аранхуэса, где познакомившись со своей будущей женой, он совершал долгие прогулки. Бессменная спутница жизни композитора, пианистка Виктория Камхи написала книгу «Рука об руку с Хоакином Родриго. История нашей жизни».
Творческое наследие немецкого композитора Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка — выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», — сказал как-то композитор.
Луи Николя Клерамбо, придворный музыкант Людовика XIV, на протяжении всей жизни занимал пост органиста в различных парижских храмах. Был музыкальным руководителем пансиона для девушек Сен-Сир, для хора которого написаны многие его кантаты. Им создано множество церковных песнопений, сонаты для скрипки и basso continuo, сборники пьес для клавесина и органа. В Сюите второго тона из первой Органной книги Клерамбо ощутимо итальянское влияние, проявляющееся в неожиданно ярких гармониях и фундаментальных контрапунктах.
Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежит перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Неожиданный поворот в драматургии концерта — саундтрек Джона Уильямса к кинофильму «Список Шиндлера».
Пройдите сквозь весну и лето с великим Астором и прогуляйтесь по королевским садам Аранхуэса!
Исполнители:
Евгения Шереметьева, скрипка
Галина Чмерина, виолончель
Екатерина Васильева, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
20 ноября 2022, воскресенье, 16:00
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок 7, станция метро Площадь Восстания
Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Бах по-итальянски и танго Пьяццоллы»
Бах по-итальянски и танго Пьяццоллы. Бандонеон – скрипка – орган. Петербургские музыканты Екатерина Маришкина, Марк Таубе и Наталья Козлова. Страсть и нежность, медитация и действие.
Баха и Пьяццоллу разделяют века, но объединяет нечто большее – вселенские масштабы и универсальность их творчества. Астор родился в Аргентине, детство провел с родителями в Нью-Йорке, где в девять лет начал обучение на бандонеоне, а чуть позже стал брать уроки по фортепиано у ученика Рахманинова Белы Вильды, хорошенько познакомившись с Бахом, и одновременно изучая основы аранжировки и переложения фортепианных пьес для бандонеона. В Нью-Йорке король танго Карлос Гардель пригласил юного Пьяццоллу на запись музыки к своему фильму. Вернувшись в 1937 году на родину, Пьяццолла успешно выступает с оркестром Анибаля Тройло, продолжая свое классическое образование у Альберто Хинастеры. Музыкант получает стипендию от правительства Франции, берет уроки в Париже у Нади Буланже. «Моя музыка – это просто новый способ ощущения моего города, Буэнос-Айреса, – писал Пьяццолла. Под влиянием баховской полифонии Маэстро Нового Танго создал особую музыкальную форму – танго-фугу. Это уникальный выразительный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. Удивительный синтез итальянской, испанской, немецкой культур. Открытие открытий, неожиданное и гениальное! Астор Пьяццолла сочинял и аранжировал музыку, используя сочетание различных инструментов, но истинная душа его музыки – бандонеон – инструмент, завораживающий своим магическим тембром. Вы услышите фугату из Пяти танго-ощущений для бандонеона, легендарное «Забвение» и «Акулу» в аранжировке блистательной Натальи Козловой. Пять танго ощущений. Сон – Любовь – Тревога – Отчаяние – Страх — пять состояний, увлекающих в бездонную глубину любви. Любовь и одиночество, страсть и разлука в большом городе – вот о чем знаменитые танго Пьяццоллы.
Сольный орган представлен Арией в итальянском стиле Баха и Пассакальей Бернардо Стораче. Орган в альянсе со скрипкой погрузит вас в солнечный мир неугомонного аббата Антонио Вивальди. Все это напомнит об итальянских корнях Астора по материнской линии, а хит Жозефа Косма «Опавшие листья» окунет в поток парижских дней Пьяццоллы. Жемчужинки концерта — клавирные и виолончельные сочинения Баха в транскрипции для бандонеона соло.
Бах по-итальянски и танго Пьяццоллы — музыка, открывающая сердце.
Исполнители:
Заслуженный артист РФ Марк Таубе, скрипка
Лауреаты международных конкурсов
Наталья Козлова, бандонеон
Екатерина Маришкина, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
25 ноября 2022, пятница, 20:00
Органный концерт «Органная вселенная и хранитель королевской соли»
Органная вселенная и хранитель королевской соли — концерт Ольги Котляровой, в котором пересекутся две страны и встретятся два абсолютно разных композитора одной эпохи.
Какой композитор в первую очередь ассоциируется с Королем инструментов? Конечно же, Иоганн Себастьян Бах, которого смело можно назвать Органной вселенной. Великий уроженец Германии до сих пор продолжает вызывать неугасающий интерес у композиторов, исполнителей и публики. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.
Германия может состязаться за статус самой органной страны мира разве что с Францией. Знаете ли вы, что в настоящий момент в Германии установлено около 50 тысяч действующих духовых органов разных эпох и мастеров. Что касается композиторов –органистов обеих стран, то это история, охватившая века. Немецкое барокко и романтизм. Букстехуде и Бем, Мендельсон и Регер. Изыски рококо: Куперен, Клерамбо, Дакен. В XIX веке, благодаря гению французского органного мастера Аристида Кавайе-Коля, в мир пришли «симфонические» органы, которые мощью и многообразием звучания способны соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Новый тип инструмента стал толчком к созданию принципиально нового композиторского подхода к Королю инструментов. Франк и Видор, Вьерн и Дюпре — и это далеко не весь список блестящей плеяды композиторов. Французский гость концерта, органист и композитор Пьер дю Маж учился у своего отца – органиста собора города Бовэ. Служил органистом королевской коллегии Сен-Квентин, затем продолжил свою органную историю в Лионе. В возрасте 45 лет вышел в отставку, так как не смог совмещать работу органиста с обязанностями управляющего королевскими хранилищами соли в городе. Вместе с выдающимися музыкантами своего времени, в числе которых Клерамбо, Дакен и Кальвьер, дю Маж феерически выступил на торжественном открытии нового органа собора Парижской Богоматери. Из дошедших до нас сочинений, известна лишь Первая органная книга, содержащая одну сюиту первого тона.
Органная вселенная и хранитель королевской соли — возвышенное и земное.
Исполнитель:
Ольга Котлярова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
26 ноября 2022, суббота, 20:00
Органный концерт «В мирах Баха»
В мирах Баха — погружение в музыку сфер с московским гостем органных вечеров на Ковенском Игорем Гольденбергом.
Органный мир Баха условно разделен на две части. Одна из них — большие музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами; другая — одночастные хоральные прелюдии. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки истинные шедевры, подчеркивающие необозримое тембровое богатство органа, исполненные божественного мелодизма и насыщенные богатейшей полифонической фактурой. В 1721 году Иоганн Себастьян участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого нужно было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но и виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической Фантазией соль минор. Прелюдия и фуга до мажор относится к Веймарскому периоду творчества. Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было принято в подобных сочинениях во Франции.
Финал концерта — легендарная Токката и фуга ре минор, авторство которой вызывает много вопросов в наши дни.
В мирах Баха — экскурс в органное пространство немецкого гения.
Исполнитель:
Игорь Гольденберг, орган (Москва)
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
27 ноября 2022, воскресенье, 16:00
Органный концерт «Британские пасторали»
К 150-летию Ральфа ВОАНА УИЛЬЯМСА (1872 – 1958)
Британские пасторали — приношение одному из величайших английских композиторов ХХ века. Дирижер, композитор, органист и педагог Ральф Воан Уильямс, чье 150-летие отмечается в этом году, принадлежит ко второму поколению музыкантов «нового английского музыкального возрождения», вслед за Пэрри, Стэнфордом и Элгаром. Основными жанрами в его творчестве были симфонические и вокальные опусы, благодаря которым музыкант занял ведущее положение в английской музыке межвоенного двадцатилетия. Крупнейший мастер симфонии, создавший 9 шедевров, он объединил в них традиции старинных народных песен и религиозных гимнов, приемы джаза и импрессионизма. В творчестве мастера встретились традиции английской, немецкой и французской композиторских школ: его учителями были Пэрри и Стэнфорд в 1890-х, затем последовало обучение под руководством Макса Бруха в Берлине (1897) и у Мориса Равеля в Париже (1908). Воан Уильямс не переставал удивлять способностью к переменам. После раннего увлечения музыкой романтического века (Брамс, Вагнер, Чайковский, Верди) он одним из первых британских мастеров успешно ассимилировал влияние Дебюсси и Равеля, позднее – Бартока, Стравинского, Сибелиуса, а в поздние годы даже молодого Бриттена. Влияние самого Воана Уильямса наиболее значительным было в 20-30-е годы, в том числе, на композиторов, не обучавшихся под его руководством. В программе, помимо сочинений самого юбиляра, прозвучит музыка его соотечественников, охватывающая несколько столетий британской музыки. Находка концерта — фрагмент из Первой симфонии Воан Уильямса в переложении для органа.
Британские пасторали — встреча альта и органа в последние дни петербургской осени.
Исполнители:
Михаил Мищенко, орган
Борис Баринов, альт
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.