47today

Премьера оперы Дж. Пуччини «Тоска» в театре «Зазеркалье»

Опера «Тоска» — одно из наиболее драматичных произведений Дж. Пуччини и одна из самых популярных опер мирового репертуара. Герои оперы — влюблённая пара, певица Флория Тоска и художник Марио Каварадосси. Их любовная идиллия длится недолго. События развиваются стремительно (действие, как в классической трагедии, укладывается в двадцать четыре часа). Тоска невольно становится жертвой политических интриг и коварства шефа тайной полиции Скарпиа. Трагическая развязка неизбежна для всех участников этой драмы.

По замыслу постановщиков действие оперы перенесено в середину ХХ столетия. Для Александра Петрова основания для такого решения лежат в самой партитуре «Тоски», о чём и рассуждает режиссёр:

«Кажется, в оперном репертуаре нет исторически более конкретного места и времени действия, чем в опере «Тоска». Ибо всё происходит в абсолютно конкретной церкви, в конкретном палаццо, в конкретном замке, в конкретные дни победы Наполеона в битве при Маренго в июне 1800 года.

И в то же время нет более абстрактного места и времени действия, чем в «Тоске», поскольку эта история могла произойти в любой церкви, в любом палаццо и в любом времени. В любую эпоху и в любой стране, где есть диктатура и есть фронда. Поэтому действие нашей «Тоски» перенесено на 150 лет вперёд, в середину XX века, в политически конфликтный, острый послевоенный период.

В первоисточнике – драме В. Сарду, где почти полвека  блистательно  играла  Сара Бернар, – зло и добро поляризованы: есть злодей, жертва, герой-любовник… А в опере Пуччини – драме с целой цепью убийств – нет однозначно позитивных или негативных героев. Тоска оказывается преступницей: благодаря своей ревности она губит человека, затем убивает второго и губит самую себя. Или Скарпиа: одержимость любовью, которой он охвачен, высвечивает его с совершенно разных сторон. Пуччини даёт ему два монолога. Один из них – это рассказ злодея и тирана Скарпиа о том, как он обычно силой добивается объекта своей страсти. А второй монолог – это речь истинно любящего человека, бессильного перед нахлынувшим на него чувством. А какая трагическая музыка сопровождает сцену, когда Скарпиа выписывает для Тоски с Каварадосси подорожную на выезд из города! Этот человек задумал ужасное злодейство, при этом понимает, что больше никогда не увидит Тоску. Как явственна здесь тема «палач и жертва», абсолютно вписанная в искусство двадцатого столетия.

В опере Пуччини благодаря самой музыке всё многозначно, амбивалентно, в том числе сам угол зрения на человека. «Тоска» Пуччини, написанная на пороге 1900 года, по языку своему и по сути – музыка XX века».

В главных партиях заняты ведущие солисты театра «Зазеркалье».

В спектакле принимает участие Детская студия Санкт-Петербургского музыкально-драматического театра «Синяя птица»

16+

Exit mobile version