Опера А.В. Чайковского «Милосердие» по пьесе Николая Рериха

21 декабря, 19.00 Концертный зал Мариинского театра Симфонический оркестр Мариинского театра дирижер – Михаил Татарников

0
100
А.В.Чайковский Фото_Даниил Рабовский
А.В.Чайковский Фото_Даниил Рабовский

В честь 150-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха 21 декабря 2024 в Концертном зале Мариинского театра состоится концертное исполнение оперы «Милосердие». В ее основу легла единственная пьеса художника и философа Николая Рериха, которую он написал после окончания Первой мировой войны в преддверии Октябрьской революции. Ровно через 100 лет, в 2017 году, в содружестве с петербургскими театрами наивное народное действо в семи картинах воссоздали в Санкт-Петербургском музее-институте семьи Рерихов, а теперь пьеса нашла свое отражение и в музыкальном искусстве.

Написанный в духе древних мистерий философский трактат о борьбе знания и невежества за культуру планетарного масштаба претворил в оперное полотно Александр Владимирович Чайковский – советский и российский композитор, пианист, педагог и музыкально-общественный деятель, народный артист России, лауреат премии Правительства Российской Федерации, профессор Московской консерватории, художественный руководитель Московской филармонии.

Музыкальный театр – одна из основных сфер интересов Чайковского. В его операх и балетах сочетаются драматические решения и современные сценические приемы. В инструментальной̆ музыке композитор много работает в жанре концерта, где обнаруживает индивидуальное отношение к солирующему инструменту и его противопоставлению оркестру. В партитуре «Милосердия» композитор усилил лирическую составляющую, создал уникальное, не имеющее аналогов произведение, в котором отражена непоколебимая вера великого гуманиста в торжество разума и света. Композитор подчеркнул, что работа была сложной, но невероятно интересной, а текст пьесы произвёл на него ошеломляющее впечатление.

«Пьеса Рериха очень драматичная, она о войне и о философских проблемах мира. По сути, это притча-былина, которая особенно актуальна в связи с сегодняшними событиями. Либретто мы создавали вместе с Николаем Денисовым на основе пьесы. Для музыкального театра понадобилось добавить лирическую интригу и женские партии, ведь опера не может существовать без женского голоса. Мы вписали историю любви в сложнейший текст Рериха. С точки зрения композиторских приемов в опере используются многие выразительные средства. Приемы электронной музыки соединяются с атональной, традиционной и даже рок-музыкой», – рассказывает Александр Чайковский.

Михаил Татарников фото_Даниил Рабовский
Михаил Татарников фото Даниил Рабовский

За пультом симфонического оркестра Мариинского театра один из самых ярких дирижеров современности – Михаил Татарников, музыкальный руководитель и главный дирижер Сибирского Колизея – Новосибирского театра оперы и балета. Дирижер-постановщик опер «Билли Бадд» Бриттена в Михайловском театре (российская премьера), «Демон» Рубинштейна в Большом театре «Лисеу» в Барселоне, «Манон Леско» Пуччини в Берлинской государственной опере, «Снегурочка» Римского-Корсакова в Парижской опере, «Самсон и Далила» Сен-Санса в концертном исполнении на сцене Театра Елисейских Полей, «Борис Годунов» Мусоргского и «Игрок» Прокофьева в Опере Монте-Карло, «Князь Игорь» Бородина в Гамбургской государственной опере, «Средство Макропулоса» Яначека в Опере Сан-Франциско. Дирижировал во многих зарубежных театрах, среди которых Ла Скала, Опера Бордо, Баварская государственная опера, «Комише Опер» Берлина, Национальная опера Бергена, австрийский театр «Ан дер Вин», Большой театр (Национальная опера) в Варшаве, Латвийская национальная опера, брюссельский Королевский театр «Ла Монне» и другие.

«Пьеса написана 100 лет назад, но при этом настолько актуальна сейчас, что может вывести многих людей к свету. Такой премьеры давно не было  предстоит сногсшибательное событие», – считает Татарников, дирижер и музыкальный руководитель проекта «Милосердие».

Авторы и продюсеры проекта – руководители Фонда поддержки классического музыкального искусства F.E.S. Татьяна Антоновская и Дмитрий Дедух, директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко.

«Стать вдохновителем и участником столь грандиозного проекта – большая честь и колоссальная ответственность для Фонда F.E.S. В год 150-летия выдающегося представителя нашего народа «Милосердие» явится уникальным примером того, как с помощью музыки в судьбе Рериха рождается новое продолжение его философской мысли и сокровенной мечты», – уверен продюсер проекта Дмитрий Дедух.

«Победа над тьмой в битве за справедливость, мир, культуру, свет знания и истинные ценности, мощный рывок человечества в новую жизнь невозможен без высшего водительства, без посланного небом героя и царя духа. Именно он несёт с собой спасение, победу, суровую справедливость и высшее милосердие во имя будущего. “Милосердие” Рериха – об этом», – считает директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко.

Мировая премьера оперы «Милосердие» состоялась 18 апреля 2024 года в Москве, на сцене концертного зала «Зарядье», и была приурочена к 150-летию со дня рождения Николая Рериха. Как и в столице, в Мариинском театре петербургская премьера оперы Александра Чайковского будет дана в концертном исполнении в сопровождении видеоряда на основе картин Николая Рериха.

В концертном исполнении оперы «Милосердие» принимают участие:

Симфонический оркестр Мариинского театра

Дирижер – Михаил Татарников

Хор F.E.S. под руководством Артема Хаматнурова

Режиссер Илья Устьянцев

Ассистент режиссера Анастасия Джиоева

Ответственный концертмейстер Анатолий Кузнецов

Действующие лица:

Гайятри, сын Солнца – Борис Степанов, тенор

Елена, девушка-Воин – Евгения Муравьёва, сопрано

Антоний, молодой человек – Глеб Перязев, баритон

Николаус, главный старейшина – Антон Перминов, бас

Давид – Роман Малаканов, тенор

Александер – Юрий Борщёв, баритон

Филарет – Даниил Падерин, бас-баритон

Пауль – Артём Савченко, баритон