«Птицы богов Олимпа. Прикладное искусство  ХVI – ХIХ вв. из собрания Эрмитажа»

0
35

Представленная вниманию зрителей выставка демонстрирует памятники прикладного искусства из собрания Эрмитажа, объединенных  идеей воплощения  сюжетов, связанных с птицами и богами Олимпа. Орел, павлин, голубь, лебедь, сова и петух сопровождают Юпитера, Юнону, Венеру, Аполлона, Меркурия и Марса. Орел  Юпитера олицетворял силу и власть, павлин Юноны – величие и царственность. Мудрая сова  была посвящена Минерве. Воинственный петух  сопровождал бога войны Марса. Лебеди и голуби, воплощающие красоту и любовь, были связаны с Венерой и Аполлоном.  Птицы выступают в разных ролях: как основной атрибут богов или даже воплощение самого бога (Юпитер), как  их вестник и просто, как декоративный мотив, полюбившийся мастерам художественного ремесла или заказчикам, но имеющий символический смысл в своем изображении.

На протяжении веков интерес к теме менялся в зависимости от идеалов времени: в ХУП в. и Х1Х в. больше были востребованы сюжеты, связанные с апофеозами, где орел выступал вестником победы, прославления силы и власти. В ХУШ в. отдавали предпочтение теме любви, которая воплощалась в изображении лебедя и голубя. В эпоху Возрождения  птиц богов Олимпа можно было увидеть в глиптике, эмалях, ювелирных изделиях, майолике, художественном текстиле. В ХVII в., в период барокко, «зазвучали» серебро, слоновая кость, шпалеры, вышивки. В ХVIII столетии, эпоху рококо и классицизма присоединились новые материалы: фарфор, кружево. А ХIХ век во времена ампира помимо всех перечисленных «добавил» бронзу и мебель.

Европейские мастера прикладного искусства для своего вдохновения обращались к разнообразным источникам. Это были живопись  и гравюры, коллекции антиков (резных камней, монет, мелкой пластики) и произведения художников-орнаменталистов, наследие античных авторов ( «Метаморфозы» Овидия,  Гесиода «Происхождение богов» («Теогония»), Геродота и других, а также сочинения писателей эпохи Ренессанса Виченце Картари и Чезаре Рипа. Опираясь на такое богатое наследие прошлого, особенно в области иконографии, художники создавали разные версии композиций со священными птицами. С одной стороны, они, продолжая традицию, использовали устоявшиеся еще с античности композиционные схемы. С другой стороны, мастера, проявляя свою фантазию и учитывая веяния времени, предлагали новые варианты в трактовке сюжетов. Они были свойственны больше  европейской манере,  отвечали запросам эпохи, удачно вписываясь в ее стилистические рамки. Мастера прикладного искусства любили также  использовать изображения   птиц как декоративный мотив. Помимо создания образа священных птиц их привлекала возможность выявить и подчеркнуть характерные особенности того или другого материала. Полированная поверхность металла давала блеск, перламутр – радужное сияние, драгоценные камни искрились, шелковые нити создавали  переливы на поверхности ткани, фарфор отличался белизной глазури или яркостью полихромной росписи.

На выставке можно увидеть часы и канделябры, предметы из сервизов и настольных украшений, шпалеры, мебель и обивки, веера и   табакерки, записные книжки, броши, флакончики для духов. Анонимные произведения  соседствуют с выполненными известными мастерами (бронза работы П. Томира, фарфор по моделям А. Кендлера). Представлены знаменитые центры производства фарфора (Мейсен, Севр), эмалей (Лимож), изделий из серебра (Нюрнберг и Аугсбург), шпалер (Гобеленовая мануфактура, Париж), кружев ( Аржантан). Некоторые из экспонатов выставки связаны с именами царственных особ: серебряное блюдо, принадлежавшее Петру 1, предметы, которые входили в знаменитый сервиз с камеями Екатерины II, тросточка императрицы, шпалера с портретом Александра I, подаренная русскому императору, серебряная подставка  из сервиза, подаренная внучке Павла 1 к свадьбе. Представленные на выставке экспонаты имеют разные источники поступления в Эрмитаж. Серебро и фарфор — из Зимнего дворца, куда они попали  как подарки русским императорам и членам семьи или как заказы. Изделия ювелирного искусства — из Галереи драгоценностей Эрмитажа. Некоторые произведения происходят из собраний петербургской знати: Строгоновых, Юсуповых, Шереметевых,  Шуваловых, Нарышкиных.  Значительная часть вещей поступила из коллекций русских собирателей, которые, начиная с ХIХ в. целенаправленно собирали памятники прикладного искусства (А. П. Базилевский, М. П. Боткин, А. К. Рудановский и др.). много предметов пополнило коллекции Эрмитажа после 1917 г. Они пришли  из бывшего музея барона Штиглица в Петербурге, предназначенного  начиная с 1880-х гг. для обучения будущих дизайнеров.

Все произведения отличаются высоким художественным вкусом, прекрасным мастерством исполнения, разнообразием и фантазией в трактовке  священных птиц. Многие из птиц пронесли свою символику сквозь века до нашего времени. 2017 год совпал с  годом  петуха, птицы бога Марса. Тем более интересно, что именно в этот год Эрмитаж может предложить зрителям выставку, связанную с птицами богов Олимпа.

comments powered by HyperComments